С Щедриным восьмиклассники
встретятся второй раз. В 7 классе они познакомились
с «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил», сказкой
«Дикий помещик», с особой и трудной жизнью писателя-сатирика. В
8 классе им предстоит прочитать отрывок «О корени и происхождении
глуповцев» из более сложного произведения — «История одного
города».
Уроки по этой
теме полезно начать с повторения того, что уже известно школьникам
из курса 7 класса, поэтому предварительно, как всегда,
просим школьников освежить в памяти предыдущий материал, и тогда
фронтальная беседа пройдет живо и интересно.
Примерные вопросы
для фронтальной беседы могут быть такими:
— Что вы
знаете о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина?
— Какие
версии существуют о том, как появился псевдоним «Щедрин»?
— Почему
писатель считал крепостное право своим врагом?
— Что такое
эзопов язык и почему Салтыков-Щедрин так горевал, что ему приходится
им пользоваться?
— Какие
сказки Щедрина вам известны? Почему они названы были автором «сказками
для изрядного возраста»? О чем они? Какие гиперболы и гротеск
были использованы в них? С какой целью? Приведите примеры.
Кто герои этих сказок? Расскажите о них.
— Против
чего и кого направлена сатира писателя?
— Как начинаются
сказки и чем завершаются? Вспомните текст. Приведите примеры.
— Кого из
иллюстраторов щедринских сказок вы знаете? Чем интересны их рисунки?
Далее учитель
дополняет и расширяет рассказ учащихся о писателе и начинает читать
отрывок, комментируя прочитанное. Вместе с учащимися после чтения
выбираются трудные слова, обороты и предлагается подготовить их
объяснение, толкование (как в словаре или в небольших кроссвордах).
Кроме этого, дома готовится учащимися комментированное чтение, отдельные
отрывки — для чтения по ролям, весь текст в целом — для
краткого пересказа.
На следующем
уроке школьники рассказывают о писателе, проводят словарную работу
с помощью оформления словариков или кроссвордов, читают текст Щедрина
(с комментариями, по ролям, индивидуальное выразительное чтение,
чтение цепочкой), активно стремясь подчеркнуть сатирический характер
произведения.
Таким образом,
первый и второй уроки проходят как семинары, посвященные творчеству
великого сатирика. |