Четверг, 28.03.2024, 23:20


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 8 КЛАСС

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870—1953) «Кавказ»
11.09.2014, 14:51
      С произведениями И. А. Бунина по нашей программе школьники встречаются в третий раз (в 5 классе — «Косцы», в 7 классе — «Цифры», «Лапти»). Причем если «Косцы» рассказывают о впечатлениях автора от встречи с родной природой, песнями, а «Цифры» и «Лапти» — с жизнью и характерами взрослых людей и детей, их взаимоотношениями, помогают осмыслить необходимость сострадания, великодушия, взаимопонимания, то новый рассказ посвящен теме взаимопонимания взрослых в момент наивысшего эмоционального состояния — состояния любви.

      На первом уроке школьники повторяют тот материал, который был связан с произведениями Бунина, изученными в 5 и 7 классах, рассказывают, что им особенно понравилось в его рассказах: кто из героев привлек их внимание, кто вызвал сострадание, кто — неприятие.

      Новый рассказ писателя «Кавказ» поставил перед восьмиклассниками трудную проблему. Учитель дополняет сообщения учащихся о писателе, о прочитанных произведениях, оценивает пересказы учащихся, затем ребята читают текст, размышляют над ситуациями, взаимоотношениями людей.

      Что хотел пробудить в читателе писатель? Работа усложняется тем, что школьники стараются высказать свои суждения о героях, подтвердить их текстом.

      Вспомним, что писатель считал для себя важным найти «звук», а затем уже складывается текст. Как вы думаете, что имел в виду Бунин?

      Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа? Кого осуждает автор и осуждает ли он кого-нибудь? На чьей стороне вы? Какие чувства вызвали у вас поступки героев?

      Разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев — одна из важнейших задач подобного урока. В каком времени живут персонажи рассказа? По каким приметам можно догадаться об этом?

      Школьники вспоминают и только что прочитанный рассказ А. П. Чехова «О любви», который ставит перед читателем такие же сложные проблемы.

      Над всеми этими вопросами ребятам еще раз придется думать самостоятельно дома, когда они будут перечитывать текст. Можем ли мы и теперь считать рассказ важным и для сегодняшних дней, и для взаимоотношений людей сегодня? Можно ли считать его вполне современным?

      Разумеется, все размышления должны исходить из самого текста бунинского рассказа и ни в коем случае не сводиться к определенным жизненным взаимоотношениям между людьми.

      Например, как объяснить концовку рассказа? Что делал герой перед тем, как свести счеты с жизнью, и что этим хотел сказать автор?

      Рассказчик говорит подробно о том, как герой искал свою жену, ревновал, переживал, страдал, но почему автор, описывая самоубийство, рассказывает о последних действиях его как о фарсе, как о чем-то театральном, недостойном сожаления и сочувствия? В чем тут дело?

      Таким образом, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми? Вызывает ли сочувствие самоубийца?

      Словом, рассказ Чехова и рассказ Бунина, поставленные рядом, потребуют от школьников тщательной работы с текстом, размышлений, аргументированных, подтвержденных текстом ответов.

      Восьмиклассники по-разному воспринимают рассказ И. А. Бунина «Кавказ». При этом почти все школьники понимают важность поднятой автором проблемы человеческих отношений, понимают, какой сложный вопрос поставлен писателем, как неоднозначны поступки героев, бесконечны недоумения и что нет ответа, как нужно и как нравственно было бы поступить героям. Так случилось, так поступили, так завершилась ситуация. На чьей стороне автор? Как он описывает последние минуты жизни обманутого мужа? Какие детали его поведения могут настораживать читателя?

      Приведем несколько примеров из письменных работ учащихся учительницы В. А. Болдиной (школа № 1666 Москвы).

      1. «И. А. Бунин прекрасно передает любые оттенки душевного состояния. Почти все его произведения посвящены любви. И цикл «Темные аллеи» является как бы альбомом, в котором собраны не столько рассказы, сколько жизненные зарисовки. В них нет законченности, но каждая — уникальная история любви.

      Одним из таких рассказов является «Кавказ». В этом рассказе существует любовный треугольник... Мне кажется, что в рассказе нет положительных и отрицательных героев. Эти люди попали в безвыходную ситуацию, стали жертвами случая. Я думаю, что если бы жена скрывала свои чувства, то все могло бы сложиться так, как в повести А. П. Чехова «О любви». У Бунина нет рассказа, который заканчивался бы счастливо. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

      Мне понравился рассказ Бунина «Кавказ». Конечно, мне жалко, что эта история так трагично заканчивается, но ведь, если задуматься, другого конца просто не могло быть. В этом рассказе мы видим двойственность любви. Одним она приносит счастье, другим — боль.

      Вообще, я считаю, что любовь каждый человек чувствует и воспринимает по-своему. Мне сложно передать ощущения, испытанные мною после чтения рассказа. Возможно, это из-за необъятности темы...»

      2. «Для меня И. А. Бунин — это очень интересный автор, его произведения заставляют меня задуматься о смысле жизни и собственных поступках. Читая произведение «Кавказ», я представляю себе трех человек, каждый из них по-своему мыслит, любит, живет. Для меня осуждать какого-то из героев было бы неправильно. Я считаю, что для героини любовь собственного мужа стала привычной, обыденной, что и толкнуло ее в объятия чужого человека. Мне кажется, что для нее это был «призрак любви», и она в него поверила. Любил ли ее любовник — трудно сказать, так как он не настаивал на ее полном разрыве с мужем и поощрял ее ложь.

      В душе героини было смятение (долго ли продлится счастье с любовником, догадывается ли муж, есть ли возможность возврата в семью). Дома она заботилась о муже, с дороги посылала письма, открытки, боялась, что мужу известна правда. Муж мне понравился больше всего, ведь именно у него было более сильное чувство. Он, вероятно, догадывался о ее действиях, но позволил себя обмануть. Он ждал, в душе, ее возвращения и, наверное, простил бы жену. Но вот он пришел в отчаяние и не смог справиться с ревностью, с горем. Он застрелился. У меня, когда я задумываюсь над смыслом происходящего, на глаза наворачиваются слезы. Но это слезы не от горечи кончины одного из героев, а от лжи и бессилия, которые управляют людьми, калеча их жизни...»

      3. «Рассказ «Кавказ» является жизненной зарисовкой с уникальной историей любви. Бунин описывает не столько саму любовь, сколько те чувства и последствия, которые она влечет за собой. Мне кажется, что героиня была эгоистичной, лживой, трусливой, муж — самолюбивым, жестоким и честолюбивым офицером... Их любовь не состоялась, но для него ее измена была крахом всей жизни... Меня поразило то, что такое красивое и нежное чувство любви заканчивается так трагично...»

      4. «Мне этот рассказ понравился как в чем-то грустная, в чем-то романтическая, в чем-то трагическая история... Я считаю, что было бы неправильно кого-то из героев упрекать, каждый в этой жизни имеет право на ошибки. Вероятно, любовь к мужу героини стала однообразной, привычной, обыденной. Ей захотелось любви, свободы, развлечений... и все-таки печальный конец этой истории заставляет каждого задуматься и, возможно, не делать ошибок, которые чреваты трагедиями...»

      5. «Рассказ «Кавказ» мне понравился, но все же я считаю нечестным поведение жены офицера. Я не очень могу разобраться в поведении героев. Меня радует, что они любят друг друга, но в то же время мне жаль и мужа... Из-за этого даже взаимная любовь героев находится под сомнением...»

      6. «Я считаю, что рассказ «Кавказ» написан трогательно и мило, но он мне не понравился из-за поведения и характера жены...»

      Во многих откликах школьников на этот рассказ осуждаются влюбленные и сочувствие выражается мужу, в котором школьники увидели верного и очень любящего человека, лишь немногие уже после первого чтения заметили несколько странное поведение мужа перед самоубийством, увидели отношение автора к героям и их поступкам...

      Многие восьмиклассники оценили жизненную ситуацию, перенесли ее на современную жизнь, рассуждали о том, как они поступили бы в подобных обстоятельствах. Закончить урок можно ознакомлением школьников с размышлением литературоведа В. И. Коровина об этом рассказе:

      «Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Особенно остро это переживала влюбленная женщина, которой хотелось продлить счастливые дни. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Муж-офицер, который любил свою жену и догадался о ее измене, свел счеты с жизнью. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».

Категория: 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 8 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0