Жизнь и творчество
А. А. Блока вряд ли хорошо известны восьмиклассникам,
но учитель все же может напомнить им, что в 5 классе
по программе под редакцией В. Я. Коровиной они знакомились
со стихотворением Блока «Встану я в утро туманное...», а в 6
классе — со стихотворением «Летний вечер». Но только
в 8 классе программа по литературе включает в себя
краткий рассказ о жизни поэта, выделяя прежде всего в его творчестве
историческую тему. Поскольку эта тема в связи с Блоком впервые возникает
в процессе школьного литературного образования, следует сказать
о ней подробнее.
Рубеж XIX—XX веков
был для России кризисным, и кризис этот состоял в том, что происходила
смена исторических эпох. Блок понимал, что уходит в прошлое большой
исторический период. Положение России, разделенной на два враждебных
стана, Блок уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей
на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость.
Именно об этом создает поэт цикл стихов «На поле Куликовом».
Наиболее сложным
духовно-идейным вопросом для этого цикла является вопрос о соотношении
в нем «исторического» и «современного». И хотя за образами
борющихся станов Блок подразумевает современных людей и события,
но здесь не просто «исторический маскарад», поскольку с пронзительной
силой у поэта возникает лирически-обобщенный образ реального исторического
события.
В марте 1908 года
Блок, выступая перед сытой и нарядной публикой, говорил: «Да, мы
накануне «великого бунта». В тревожные для Блока времена появились
стихи: 7 июня было написано первое из пяти стихотворений, составивших
цикл «На поле Куликовом», на следующий день — второе,
через неделю — третье. Меньше всего хотелось Блоку просто воскресить
страницу отечественной истории. Позже Блок пояснит: «Куликовская
битва принадлежит... к символическим событиям русской истории».
Чувство исторической
современности выражено в стихах Блока не прямолинейно, не в форме
лозунгов, деклараций или сентенций. Источником веры Блока в будущее
была Россия. Черты женского образа Блок переносит на Россию. Блок
создает динамический образ родины, устремленный вперед, в «даль
веков»:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь. |
(Использованы
материалы П. Громова, В. Орлова.)
Изучение темы
целесообразно вести «вслед за автором», т. е. в порядке следования
стихотворений в цикле. Общее опережающее задание всем учащимся:
подготовиться к выразительному чтению и анализу первого стихотворения.
После вступительного слова учителя о Блоке и об истории создания
цикла уместно было бы прочитать в классе первые два стихотворения,
предложив учащимся определить, какую роль играют в «этой драме из
пяти актов» пять стихотворений, представляющие собой ту почву истории,
которая должна быть духовным оружием современного человека в его
сегодняшней борьбе.
Вопросы
и задания для аналитической беседы в классе:
— Первое
стихотворение начинается неторопливо, дважды упоминается грусть
описываемой неяркой красоты. Какой интонацией сменяется это начало
в следующей строфе? Чем подчеркивается эта личная интонация обращения
к родине? Как судьба народная выражает и личную долю поэта?
— Какое
слово во второй и третьей строфах повторяется четырехкратно? Почему
повторяющееся слово «путь» противостоит дублированию слов «грусть»
и «тоска»?
— В чем
особенность ритма четвертой строфы: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим
кострами»? Какое настроение создает отрывистость этого ритма?
— Какой
образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни?
Почему слова: «И вечный бой!» — становятся переломным
рубежом в движении стиха?
— Повторы
каких слов как бы подстегивают движение мчащейся степной кобылицы?
— Отражением
каких настроений являются в шестой строфе мелькающие под копытами
версты, кручи, кровавый закат и испуганные тучи?
— На каких
образных и ритмических особенностях построена седьмая, завершающая
строфа стихотворения?
Остальные стихотворения
цикла не требуют такого детального анализа. Учитель может предложить
в помощь учащимся некоторые опережающие домашний самостоятельный
анализ вопросы и задания:
— Почему
во втором стихотворении стихи о победе русских воинов звучат у Блока
как реквием, как пророчество гибели?
— Как с
этими строками связана последняя строфа, говорящая о будущем России?
— Как вы
понимаете связь обращения («светлая жена») с образом в первом стихотворении
цикла: «О, Русь моя! Жена моя!..»?
— В чем
смысл повторяющихся образов лебедей? Что предвещают «И плеск
и трубы лебедей»?
— В третьем
стихотворении неожиданно на поле брани перед станом Мамая появляется
женственная тень. Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта
навсегда, по-вашему? Почему третье стихотворение можно
назвать кульминацией цикла?
— В каком
стихотворении определяется переход от прошлого к будущему?
— Основной
образ стихотворения допускает различные толкования. Как вы воспринимаете
«светлый образ», нисходящий на воина: как образ России или образ
Богородицы («лик нерукотворный»)? Почему слова «с Тобою», «Твой
голос», «Твой лик» начинаются с заглавной буквы?
— В четвертом
стихотворении создается новая конфликтная ситуация. Став современником,
герой не находит истину. Он изображен «волком под ущербной
луной», потому что он борется в себе самом не с общими основами
национальной истории, а с недавним прошлым. Кто кличет поэта издали?
Почему в этом случае слово «тобой» написано со строчной буквы? Кого
же просит поэт научить его быть светлым?
— Что характеризует
неблагополучие современности, культивирующей в человеке темные страсти?
— Что, по
мнению поэта, должен преодолеть в себе человек, чтобы стать способным
к подвигу, к действию ради великой цели? Как обрести чистоту души
и стремление к единству в общей трагической обстановке?
— Почему
в финале стихотворения вновь возникает образ степной кобылицы?
— Пятое
стихотворение — последний акт лирической трагедии. Перед какой
новой «Куликовской битвой», по мнению Блока, стоит теперь Россия?
Сопоставьте первоначальный набросок пятого стихотворения с окончательным
его текстом. Сделайте вывод о характере авторского изменения текста.
Первоначальный
вариант
Узнаю тебя, зачало
Золотых и строгих дней.
В стане вражьем, как бывало,
Трубный голос лебедей. |
|
Окончательный
вариант
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как
бывало,
И плеск и трубы лебедей. |
— Почему,
как вам кажется, поэт изменил ритм стиха?
Согласны ли вы
с тем, что в цикле говорится не об «истории» и «современности» порознь,
но именно об их органической связи? В каком соотношении находятся
в цикле образы воина Куликовской битвы и поэта, автора цикла стихотворений?
Куликовская битва
для Блока — символ величайших испытаний, которые Родина, несмотря
ни на что, преодолела. И поэт видит далее все тот же трудный путь...
Но вместе с тем он глубоко верит в будущее России... Цикл завершается
стихотворением, где тьма эпохи реакции, когда как будто наступила
«тишь», предвещает неизбежность новой битвы: «Но узнаю тебя, начало
высоких и мятежных дней!» (И. Машбиц-Веров).
Блок чувствовал,
что Россия, вырвавшись из одной революции, глядит в глаза другой...
Чем труднее были раздумья, тем яснее он чувствовал: его жизнь с
этой Россией...
Образы истории
лишь придают огромную — на несколько столетий — перспективу
событиям, современником которых явился Блок. Облик самого поэта
сливается с образом ратника древних времен (Л. Либединская).
Сохранились слова
М. Горького об А. А. Блоке: «Это... Это...» Горький
замолкает, отыскивая верное слово... Вдруг он поднимается и, выпрямившись...
медленно проводит рукой сверху вниз, от головы к ногам.
— Человек, —
произносит он тихо и мгновение стоит неподвижно» (К. Федин). |