Первый вводный
урок итожит то, что пройдено ранее, и переключает внимание школьников
на новый курс литературы. Вначале учитель просит школьников вспомнить
то, что прочитано ранее и летом, поделиться впечатлениями о прочитанном.
(Какие произведения прочитаны? Кто их авторы? Кто герои этих произведений?
Что особенно понравилось?) Необходимо внимательно выслушать учащихся,
чутко улавливая, что сохранилось в памяти школьников от изучения
литературы в 5—7 классах, поэтому второй этап работы на этом уроке —
попытка вместе с учащимися восстановить в памяти, какие произведения
из устного народного творчества, древнерусской литературы, русской
литературы XVIII, XIX, XX веков, зарубежной литературы помнят
школьники. (Какие произведения, например А. С. Пушкина,
были прочитаны и обсуждены в предыдущих классах? Какие писатели
и в каких произведениях обращались к историческим событиям? Какие
юмористические и сатирические произведения известны? О чем
они? Какие произведения русских и зарубежных писателей рассказывали
о любви, о сострадании? И т. д.)
Третьим этапом
работы на первом уроке, вводящем восьмиклассников в новый курс литературы,
станет рассматривание учебника-хрестоматии с последующим обсуждением —
какие произведения входят в состав учебника? Какую роль играют вопросы?
иллюстрации? статьи о писателях, об особенностях произведений? справочные
материалы?
Словом, учащиеся
рассматривают учебник, знакомятся с его структурой, особенностями
и рассказывают о своих наблюдениях.
Затем восьмиклассники
читают вводную статью, отвечают на вопросы учителя, получают задание
на дом — повторить материал о сказках, пословицах, былинах,
обрядовом фольклоре, подготовиться к рассказам об этом. Возможен
и другой путь — каждая группа получает задание повторить материал:
одна — о сказках, другая — о былинах, третья — о
пословицах, четвертая — об обрядовом фольклоре; все учащиеся
готовятся пересказывать основные положения вводной статьи учебника
по литературе для 8 класса. |