Предлагаем провести
беседу с учащимися по следующим вопросам:
— С времен
Античности греческий философ Аристотель выделил три литературных
рода по предмету и способу изображения. Какие? (Эпос: предметом
эпического произведения является событие; лирика: предмет лирики —
чувство; драма: предмет драмы — действие.)
— Без действия
нет драмы. Поэтому о драме говорят, что она рассказывает о жизни
голосом самой жизни, и поэтому драма считается универсальным литературным
родом. Посмотрим, как это происходит в пьесе, обратившись к бессмертной
комедии Гоголя «Ревизор». «Я пригласил вас, господа, с тем,
чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».
Что произошло в пьесе?
Ответы учеников:
«Дается посыл к развитию действия. Чиновники уездного города и городничий
напуганы этим известием. В страхе они стараются принять необходимые
меры и приготовиться к встрече с ревизором».
«Действие завязалось
в один крепкий узел. В словаре литературоведческих терминов
завязка толкуется как начало противоречия, исходный момент».
«В комедии можно
выделить две завязки. Первая — письмо Чмыхова, вторая —
сообщение Бобчинского и Добчинского о приезде ревизора. Недурная
наружность, «наблюдательность» (в тарелки заглянул), известие,
что чиновник из Петербурга, денег ни за проживание, ни за обеды
не платит, — все это позволило Бобчинскому и Добчинскому принять
Хлестакова за ревизора, тем более что они и так были сильно напуганы».
«Фразой городничего
не только завязывается действие, а намечается конфликт. Конфликт,
или противоречие, или коллизия, заложен уже в самом названии произведения
между тем, кто проверяет, и тем, кого проверяют, между чиновниками
уездного города и ревизором».
— Давайте
посмотрим, как передается драматургом нарастание чувства страха
среди чиновников.
«Сообщение городничего
напугало чиновников, Бобчинский и Добчинский, переполошившись, принимают
Хлестакова за ревизора. Начинается паника».
«Городничий в
панике путает слова («Возьмем в руки по улице...») и действия (на
голову вместо шляпы надевает коробку)».
«В VIII явлении
второго действия, когда происходит встреча городничего и Хлестакова,
заметно, что боятся оба. Хлестаков — тюрьмы за долги, а городничий —
за свои «грешки».
«Это заметно
и в диалоге, и в репликах про себя (в сторону). Говорят о разном,
но не понимают друг друга. Хлестаков, наконец, спрашивает денег
в долг, а городничий с радостью дает, полагая, что Хлестаков намекает
на взятку, да еще вместо двухсот четыреста «ввернул».
«Всесильная взятка
сделала свое дело. Оба успокоились. Паника прекратилась. И действие
стало развиваться более спокойно, не так стремительно».
— Как разрастается
конфликт между мнимым ревизором и чиновниками уездного города?
«Провести чиновников
Хлестакову было бы трудно, если бы он обманывал по расчету. Но он
действовал искренне, по обстоятельствам, в которых оказался. Городничий
был великим мошенником. Он сам о себе говорил так: «Мошенников над
мошенниками обманывал, трех губернаторов обманул!»
«Чиновники решают
дать взятку Хлестакову, и дают все, но дают по-разному.
Судье Ляпкину-Тяпкину первому доверяют выполнить это
важное задание. Он умело выходит из трудного положения, говоря
при этом: «Ну, город наш». А Хлестаков о нем: «Хороший человек
судья».
«Попечитель богоугодных
заведений Земляника оправдывает характеристику, данную ему автором:
«Сам толст, а плут тонкий». При встрече с Хлестаковым он клевещет
на своих товарищей. Землянике первому приходит идея о взятке, но
дает он ее последним».
«Хлестаков при
деньгах обручился с Марьей Антоновной, счастлив, ему хочется прихвастнуть,
пустить пыль в глаза и показать себя важной персоной».
— Давайте
посмотрим сцену хвастовства, которую приготовили ребята. Подумаем,
какое место занимает эта сцена в комедии.
«Сцена хвастовства —
наивысший момент в развитии действия».
«Это кульминация.
Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый
низший чин в Табели о рангах — коллежский регистратор) вырастает
в министра, управляющего департаментом».
— Здесь
проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания
комического самые разнообразные. Какие вы заметили?
«В сцене хвастовства
автор прибегает к гиперболе, преувеличению («За один вечер
три произведения сочинил: «Норма», «Роберт Дьявол» и «Женитьба Фигаро»).
А эти произведения являются операми».
«Суп в кастрюльке
прямо из Парижа, а чего стоит прием 35-ти тысяч
иностранных курьеров за один вечер» и т. д.
«Гоголь использует
в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке».
— Есть ли
еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными?
Как разрешается противоречие в комедии?
«Наивысшим моментом
можно назвать и мечты городничего о жизни в Петербурге. Городничий
торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти
над людьми».
«Внешний конфликт
разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей
Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает.
Чиновники успокаиваются. Но тут почтмейстер приносит письмо
Хлестакова к Тряпичкину, в котором Хлестаков описывает все случившееся
с ним и смеется над чиновниками. Чиновники обмануты, оскорблены».
«Письмо служит
как бы развязкой, разрешением внешнего конфликта».
«Ситуация из
комической вырастает в трагическую, когда городничий произносит
фразу: «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь...», он уже
выглядит не смешным, а жалким».
«Эта вторая развязка
может послужить завязкой для другой пьесы, действие которой выходит
за рамки комедии».
— Необычайное
мастерство Гоголя отмечали и литературоведы, и театральные деятели.
Классически четкий план пьесы — от завязки до развязки. Легко,
изящно, одной только фразой Гоголь начинает действие и заканчивает
его. (А что же могло произойти в уездном городе с приездом
настоящего ревизора, мы узнаем из сочинений, где ребята проявили
свою фантазию. При их обсуждении мы отмечаем версии, наиболее близкие
духу гоголевской комедии.) |