Суббота, 10.12.2016, 07:58

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 8 КЛАСС

Обобщенный урок-беседа по комедии Гоголя «Ревизор»
11.09.2014, 15:01

      Предлагаем провести беседу с учащимися по следующим вопросам:

      — С времен Античности греческий философ Аристотель выделил три литературных рода по предмету и способу изображения. Какие? (Эпос: предметом эпического произведения является событие; лирика: предмет лирики — чувство; драма: предмет драмы — действие.)

      — Без действия нет драмы. Поэтому о драме говорят, что она рассказывает о жизни голосом самой жизни, и поэтому драма считается универсальным литературным родом. Посмотрим, как это происходит в пьесе, обратившись к бессмертной комедии Гоголя «Ревизор». «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». Что произошло в пьесе?

      Ответы учеников: «Дается посыл к развитию действия. Чиновники уездного города и городничий напуганы этим известием. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором».

      «Действие завязалось в один крепкий узел. В словаре литературоведческих терминов завязка толкуется как начало противоречия, исходный момент».

      «В комедии можно выделить две завязки. Первая — письмо Чмыхова, вторая — сообщение Бобчинского и Добчинского о приезде ревизора. Недурная наружность, «наблюдательность» (в тарелки заглянул), известие, что чиновник из Петербурга, денег ни за проживание, ни за обеды не платит, — все это позволило Бобчинскому и Добчинскому принять Хлестакова за ревизора, тем более что они и так были сильно напуганы».

      «Фразой городничего не только завязывается действие, а намечается конфликт. Конфликт, или противоречие, или коллизия, заложен уже в самом названии произведения между тем, кто проверяет, и тем, кого проверяют, между чиновниками уездного города и ревизором».

      — Давайте посмотрим, как передается драматургом нарастание чувства страха среди чиновников.

      «Сообщение городничего напугало чиновников, Бобчинский и Добчинский, переполошившись, принимают Хлестакова за ревизора. Начинается паника».

      «Городничий в панике путает слова («Возьмем в руки по улице...») и действия (на голову вместо шляпы надевает коробку)».

      «В VIII явлении второго действия, когда происходит встреча городничего и Хлестакова, заметно, что боятся оба. Хлестаков — тюрьмы за долги, а городничий — за свои «грешки».

      «Это заметно и в диалоге, и в репликах про себя (в сторону). Говорят о разном, но не понимают друг друга. Хлестаков, наконец, спрашивает денег в долг, а городничий с радостью дает, полагая, что Хлестаков намекает на взятку, да еще вместо двухсот четыреста «ввернул».

      «Всесильная взятка сделала свое дело. Оба успокоились. Паника прекратилась. И действие стало развиваться более спокойно, не так стремительно».

      — Как разрастается конфликт между мнимым ревизором и чиновниками уездного города?

      «Провести чиновников Хлестакову было бы трудно, если бы он обманывал по расчету. Но он действовал искренне, по обстоятельствам, в которых оказался. Городничий был великим мошенником. Он сам о себе говорил так: «Мошенников над мошенниками обманывал, трех губернаторов обманул!»

      «Чиновники решают дать взятку Хлестакову, и дают все, но дают по-разному. Судье Ляпкину-Тяпкину первому доверяют выполнить это важное задание. Он умело выходит из трудного положения, говоря при этом: «Ну, город наш». А Хлестаков о нем: «Хороший человек судья».

      «Попечитель богоугодных заведений Земляника оправдывает характеристику, данную ему автором: «Сам толст, а плут тонкий». При встрече с Хлестаковым он клевещет на своих товарищей. Землянике первому приходит идея о взятке, но дает он ее последним».

      «Хлестаков при деньгах обручился с Марьей Антоновной, счастлив, ему хочется прихвастнуть, пустить пыль в глаза и показать себя важной персоной».

      — Давайте посмотрим сцену хвастовства, которую приготовили ребята. Подумаем, какое место занимает эта сцена в комедии.

      «Сцена хвастовства — наивысший момент в развитии действия».

      «Это кульминация. Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах — коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом».

      — Здесь проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания комического самые разнообразные. Какие вы заметили?

      «В сцене хвастовства автор прибегает к гиперболе, преувеличению («За один вечер три произведения сочинил: «Норма», «Роберт Дьявол» и «Женитьба Фигаро»). А эти произведения являются операми».

      «Суп в кастрюльке прямо из Парижа, а чего стоит прием 35-ти тысяч иностранных курьеров за один вечер» и т. д.

      «Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке».

      — Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными? Как разрешается противоречие в комедии?

      «Наивысшим моментом можно назвать и мечты городничего о жизни в Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми».

      «Внешний конфликт разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает. Чиновники успокаиваются. Но тут почтмейстер приносит письмо Хлестакова к Тряпичкину, в котором Хлестаков описывает все случившееся с ним и смеется над чиновниками. Чиновники обмануты, оскорблены».

      «Письмо служит как бы развязкой, разрешением внешнего конфликта».

      «Ситуация из комической вырастает в трагическую, когда городничий произносит фразу: «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь...», он уже выглядит не смешным, а жалким».

      «Эта вторая развязка может послужить завязкой для другой пьесы, действие которой выходит за рамки комедии».

      — Необычайное мастерство Гоголя отмечали и литературоведы, и театральные деятели. Классически четкий план пьесы — от завязки до развязки. Легко, изящно, одной только фразой Гоголь начинает действие и заканчивает его. (А что же могло произойти в уездном городе с приездом настоящего ревизора, мы узнаем из сочинений, где ребята проявили свою фантазию. При их обсуждении мы отмечаем версии, наиболее близкие духу гоголевской комедии.)

Категория: 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 8 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1162 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0