Нам представляется целесообразным завершить разговор о
произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила»,
отрывок из которой школьники уже учили наизусть.
На четвертом уроке по изучению рассказа «Муму» мы подходим к
важнейшему эпизоду рассказа — эпизоду, который условно можно назвать
«Осада каморки Герасима».
Пятиклассники читали рассказы Л. Н. Толстого для детей из
«Азбуки», например: «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и
собачка», «Филипок», «Акула», «Прыжок»; обычно знают о романах «Война и
мир», «Анна Каренина». На уроках чтения им рассказывали о школе для
крестьянских детей, организованной Львом Толстым в Ясной Поляне.
Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и
пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и
человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим,
преодолевая все преграды.
С творчеством А. П. Чехова ученики встречаются впервые.
Постараемся сделать так, чтобы первая встреча пробудила в них желание
читать рассказы этого писателя.
Образы природы в русской поэзии. Образ весны.Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды».А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета.И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...».
Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима».
Программа под редакцией В. Я. Коровиной обращается к творчеству
В. Г. Короленко только один раз, в 5 классе. Имея это в виду, мы
предлагаем учителю подробно, но на доступном пятиклассникам уровне
рассказать об этом замечательном писателе и человеке.
Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание
содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя
границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для
учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей
актуальными.