Четверг, 25.04.2024, 18:58


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства
17.03.2015, 11:43
      Сочинение по рассказу «Муму» — это первое сочинение по литературному произведению. При определении темы сочинения не стоит акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения. Мы считаем, что такая постановка вопроса смещает фокус внимания от наблюдения за словом и мыслью автора в область интерпретаций, доступную только квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение о таких проблемах превратится в досужие домыслы. Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и их прототипов — это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.

      Подготовка к сочинению
      Определим тему сочинения так: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму"». Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором уроке закончим работу.
      Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.

      Пример сложного плана сочинения
      I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
      II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
      1. Кто такой Герасим?
      2. Как он выглядит?
      3. Какие поступки совершает?
      4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
      5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
      III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
      Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана. При работе над вопросом: «Как выглядит Герасим?» — можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике.
      Обсудим качества характера, которые проявляет Герасим, и запишем на доске и в тетрадях слова, обозначающие эти качества, проведем с ними словарную работу.
      Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость.
      Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
      Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.

      Домашнее задание
      На усмотрение учителя: если сочинение писалось в классе (на уроках, включая урок русского языка), то можно задать тем, кто не отвечал устно, выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору...»; если сочинение дети только начали писать в классе, то задано будет закончить его дома.
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 6011 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0