Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства
17.03.2015, 11:43
Сочинение по рассказу «Муму» — это первое сочинение по
литературному произведению. При определении темы сочинения не стоит
акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и
ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?»,
уводящий нас от текста художественного произведения. Мы считаем, что
такая постановка вопроса смещает фокус внимания от наблюдения за
словом и мыслью автора в область интерпретаций, доступную только
квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение
о таких проблемах превратится в досужие домыслы. Процесс литературного
творчества и проблема соотношения персонажей и их прототипов — это
особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.
Подготовка к сочинению
Определим тему сочинения так: «Герасим — главный герой рассказа
И. С. Тургенева „Муму"». Объединим урок литературы с уроком русского
языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на
втором уроке закончим работу.
Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.
Пример сложного плана сочинения
I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана.
При работе над вопросом: «Как выглядит Герасим?» — можно обратиться к
иллюстрациям, данным в учебнике.
Обсудим качества характера, которые проявляет Герасим, и
запишем на доске и в тетрадях слова, обозначающие эти качества,
проведем с ними словарную работу. Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность,
ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство
собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие,
чуткость.
Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип
человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует
чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против
приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых
люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие
читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались
над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к
народу.
Домашнее задание
На усмотрение учителя: если сочинение писалось в классе (на
уроках, включая урок русского языка), то можно задать тем, кто не
отвечал устно, выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую
пору...»; если сочинение дети только начали писать в классе, то задано
будет закончить его дома.