I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.
Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.
Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и
пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и
человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим,
преодолевая все преграды.
Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в
самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.
II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
Беседа
— Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной.
Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду,
мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с
башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны
глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах
оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний
угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь
сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары — и мужчины, и женщины,
заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они
первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних
башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и
молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только
прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали,
рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
— Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
— Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя
запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел
делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и
старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
— Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину,
приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей
куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с
куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой
хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы
относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно.
И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с
детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте
Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко
наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что
дружба людей — это норма человеческого общения, и подтверждает это
примером дружбы Жилина и Дины.
III. Картины природы в рассказе
Выразительное чтение
Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине
горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» — до слов: «И
так думается ему, что это самое — крепость русская».
— В чем особенность этого описания?
Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
— Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов:
«Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» — до слов:
«Только слышно, внизу речка журчит».
Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в
чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть
обязательно прочитан целиком.
Домашнее задание
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.
(Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе
поработать с текстом одной из глав.)
|