Для описанной ниже организации урока желательно, чтобы учитель сделал
ксерокопии стихотворения «Я покинул родимый дом...» и раздал их детям
для детальной работы с текстом.
К 5 классу ученики уже не раз встречались с произведениями
К. Г. Паустовского. Предложим им вспомнить эти произведения: «Родник»,
«Толпа на набережной», «Вода из реки Лимпопо», «Корзина с еловыми
шишками», «Скрипучие половицы» и др.
Рассказ «Заячьи лапы» сочетает в себе глубокую мысль автора об
ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и
точность языка, композиционное своеобразие и умение К. Г. Паустовского
видеть необычное в обычном.
Выразительному чтению пьесы по ролям посвятим большую часть
времени на уроке. В зависимости от темпа работы учитель самостоятельно
выберет ключевые сцены.
Возможно, в начальной школе дети уже встречались с произведениями
Платонова (учитель уточнит это до урока у детей). По мультфильму детям знакома сказка А. П. Платонова
«Волшебное кольцо». В учебник «Родная речь» включен рассказ А.Платонова «Сухой хлеб». В 5 классе мы предлагаем остановиться на том небольшом материале о писателе, который предлагает нам учебник.
Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите.
Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и
сделать выводы.
Пятиклассники не впервые встречаются с произведениями В.Астафьева. В
4 классе они читали рассказ «Стрижонок Скрип» о жизни и взрослении
стрижонка.
В 6 классе по программе В.Коровиной предполагается чтение и
изучение рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой», в 8 классе
изучается его рассказ «Фотография, на которой меня нет».
Учитель расскажет детям, что во время войны многие писатели
работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с
фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали
народ к борьбе с врагами.
Прежде чем провести урок по этой теме, учителю необходимо
выяснить, какие стихотворения И. А. Бунина дети уже читали в начальной
школе. Будем иметь в виду, что программы по литературному чтению сильно
отличаются друг от друга.
Уроку, посвященному сопоставлению двух стихотворений с одинаковым
названием «Аленушка», надо уделить особое внимание. Сопоставление
произведений — вообще задача сложная для пятиклассников.