I. «Бородино» — отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения
Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.
Подготовленный ученик расскажет о ходе Бородинского сражения.
Хорошо, если будет возможность показать портреты героев этого сражения.
Бородинское сражение можно разделить на четыре этапа:
1) с пяти до десяти часов утра — французская армия
наносит главный удар по левому флангу русских войск, однако ей не
удается прорвать фронт войск генерала П. И. Багратиона;
2) с девяти до двенадцати часов — Наполеон направляет
главный удар против центра русских войск в районе батареи
Н. Н. Раевского, где несет огромные потери, но не может прорвать
позиции русских;
3) с двенадцати до четырнадцати часов — действия
русской кавалерии генерала Ф. П. Уварова и казаков атамана
М. И. Платова на левом фланге и в тылу неприятельских войск с целью
облегчить положение центральных позиций и дать возможность подтянуть
резервы;
4) с четырнадцати до восемнадцати часов — безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.
Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск.
Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные
военачальники, личным примеров вдохновлявшие подчиненных. Генерал
П. И. Багратион отбивал атаки французских колонн на Семеновские флеши и
был смертельно ранен во время восьмой атаки. Под генералом
М. Б. Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного
места в центре русской обороны, где он не появлялся и не ободрял солдат
своими словами и примером.
Когда французы ворвались на батарею Раевского, находившиеся
поблизости генерал-майор А. П. Ермолов и начальник артиллерии
генерал-майор А. И. Кутайсов собрали отступающих, построили их и
ударили в штыки. Батарея была отбита. А. И. Кутайсов заплатил за этот
успех жизнью.
II. Выразительное чтение стихотворения «Бородино»
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение
стихотворения. Ученики слушают внимательно, обсуждают и оценивают
выступления товарищей.
III. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве
Подготовленный ученик расскажет о нескольких произведениях живописи, посвященных Бородинской битве и войне 1812 г.
IV. Образ старого солдата — участника сражения
Прочитаем материал рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 170—171). Впервые в литературе Лермонтов показал историческое событие глазами рядового воина.
— Какие характерные черты солдата вы заметили?
Характерные черты солдата — простодушие, благородство,
храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к
Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до
конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей
клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину
свою!»
Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к
вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит,
что солдаты начали считать свои раны и убитых товарищей.
Искренность чувств, особенная правдивость описания создают впечатление, будто читатель тоже участвует в этом событии.
Два раза — в начале и в конце стихотворения — поэт устами
солдата выражает гордость за ушедшее поколение и жалобу на нынешнее:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы. |
— В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
Основная мысль стихотворения — то, что русские люди не жалеют
жизни для победы над врагом, для защиты Родины. Стихотворение пронизано
чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и
офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем из
стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей
страной.
Самостоятельная работа
Напишите ответ на один из вопросов:
— В чем заключается основная мысль стихотворения?
— Каким предстает перед нами защитник Родины?
Домашнее задание
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
Индивидуальное задание
Подготовить чтение или пересказ народных преданий о кладах. |