I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем краткий (!) рассказ о
Чехове. Напомним, что краткий рассказ связан с умением выбрать главное,
самое существенное и четко изложить эту информацию.
Сообщение ученика
Антон Павлович Чехов родился в семье купца в городе Таганроге.
Отец будущего писателя был человеком строгим, он хотел, чтобы дети
хорошо учились и занимались пением и музыкой. Чехов учился в гимназии,
где учитель Закона Божия Покровский часто рассказывал ученикам о
литературе. Он прозвал Чехова Антошей Чехонте. Потом писатель сделал
это прозвище своим псевдонимом.
В семье было много детей: пять братьев и одна сестра. Все были
очень талантливыми людьми. Сам Антон Павлович любил театр и литературу,
он часто выдумывал смешные истории и в лицах рассказывал их
слушателям. В пятнадцать лет он начал выпускать рукописный журнал
«Заика».
В 19 лет Чехов поступил в Московский университет на медицинский
факультет и через пять лет закончил его. Он начинает работать врачом,
но постепенно все больше времени уделяет литературе. Первые рассказы
писателя — юмористические.
Выразительное чтение
Слушаем выразительное чтение по ролям рассказа «Хирургия».
II. Юмористические рассказы Чехова
Рассказы Чехова достаточно сложны для пятиклассников. В 6 классе
они будут изучать рассказ «Толстый и тонкий», в 7-м — рассказы
«Злоумышленник», «Хамелеон», «Размазня».
На уроке внеклассного чтения в 5 классе стоит выбрать для чтения
такое произведение, которое сможет прозвучать полностью на уроке: в
пересказе чеховские миниатюры теряют свой юмор. Заранее подготовленный
ученик или группа учеников может прочитать выбранный учителем или
самостоятельно рассказ (например, «Толстый и тонкий», в соответствии с
индивидуальным заданием, или «Налим», «Лошадиная фамилия»).
Домашнее задание
На усмотрение учителя.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений о весне:
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды»; А. Н. Плещеев.
«Весна»
|