. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»
17.03.2015, 11:59
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
II. Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности
Учитель расскажет о детстве, годах учения и первых литературных
произведениях Гоголя, запишет вместе с учениками на доске и в тетради
название сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и год первого
издания повестей.
Возможен другой вариант работы: ученики самостоятельно читают учебную статью, затем отвечают на вопросы учителя по тексту.
Работаем с понятиями юмор, сатира, фантастика, гротеск
(в тексте статьи они помечены звездочкой), находим объяснение этих
слов в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце учебника.
III. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»
Ученики, которые выполняли индивидуальные задания, выразительно читают или пересказывают народные предания о кладах. Сообщения учеников
Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными
сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти,
бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на
клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие
животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка,
черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут
иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской
губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не
человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей,
нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону
скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так,
что земля стонет и гудит».
Обычный знак клада — колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание:
«Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды
довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от
курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто
из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем.
С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и
остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается
лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась
земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом
кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек
досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому
пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады,
и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и
золота и сделался первым богачом в своем обществе».
По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики.
Их забота — не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не
появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают
камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня;
потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад
уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет:
например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»),
а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.
Представления о тщетном кладоискательстве отразились в
поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад,
да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь».
Можно порекомендовать детям литературу о кладах: Горбовский А., Семенов Ю. Закрытые страницы истории. — M.: Мысль, 1989. — С. 83—99.
Книга кладов: сборник сказок, преданий, легенд. — СПб., СЕВЕРО-ЗАПАД, 1995.
Легенды. Предания. Бывальщины / сост., подгот. текстов, вступ.
статья и примеч. Н. А. Криничной. — M.: Современник, 1989. — С. 241—245. Бурмистрова Л. Клады и сокровища. — М.: Белый город, 2000.
— Как вы думаете, почему люди считали, что клады охраняет нечистая сила?
— Есть ли, по-вашему, правда в этих рассказах? Что в них чудесного, фантастического?
— Слышали ли вы сами легенды и предания о зарытых где-нибудь кладах?
IV. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» Комментированное чтение
Мы рекомендуем комментированное чтение повести. На наш взгляд,
не стоит заранее объяснять диалектизмы и устаревшие слова, которые
употребляет Гоголь. Лучше, если дети будут пытаться определить смысл
этих слов исходя из контекста и лишь потом искать значение незнакомого
слова в сносках или выслушивать объяснение учителя. Такая работа
развивает языковую интуицию, учит ставить вопросы к тексту.
Очень важна хорошая подготовка учителя к выразительному чтению
повести, правильное интонирование и эмоциональность. От этого зависит,
насколько детям станет понятен юмор Гоголя. Чтение повести с
комментариями занимает не менее двадцати пяти минут, повесть должна
быть прочитана на уроке полностью. В соответствии с этим заранее
определим, сколько времени мы можем потратить на другие этапы урока.
Домашнее задание
Подготовить рассказ о Н. В. Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (нарисовать иллюстрацию к тексту повести). Подготовить выразительное чтение произведения.