I. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль
Вспомним вместе с учениками, какие произведения Л. Н. Толстого
дети уже читали в школе, о каких произведениях для взрослых они слышали
и что знают о жизни писателя.
Пятиклассники читали рассказы Л. Н. Толстого для детей из
«Азбуки», например: «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и
собачка», «Филипок», «Акула», «Прыжок»; обычно знают о романах «Война и
мир», «Анна Каренина». На уроках чтения им рассказывали о школе для
крестьянских детей, организованной Львом Толстым в Ясной Поляне.
Свяжем воедино то, что дети уже знают, с новой информацией о великом писателе.
Учитель может рассказать о Толстом, отобрав факты, которые будут интересны детям.
Краткая и содержательная вводная статья дана в учебнике (с. 248—249). Дети прочитают статью, а учитель сделает необходимые комментарии.
23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать
с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в
Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского
царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе
русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен
Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось
под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые
препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая
продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой
силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на
границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и
другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они
жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в
воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так
называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя,
нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень
жестокой.
— Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?
Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).
Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был
сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность
людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в
душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал
рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль.
— Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»?
— Как вы думаете, что такое рассказ-быль?
Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.
Затем можно прочитать материалы учебника «Из истории рассказа „Кавказский пленник"».
Возможен и другой подход к этой работе: узнать об истории создания
рассказа после того, как он будет прочитан, и сравнить реальную историю
с художественным произведением.
II. «Кавказский пленник». Комментированное чтение
Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что Толстой называет
горцев татарами, но это не обозначение национальности: во времена
Толстого так называли всех мусульман вообще.
Рассказ начинает читать учитель. Если рассказ И. С. Тургенева
«Муму» должен быть целиком прочитан учителем, то рассказ Толстого может
и должен прозвучать в чтении ребят после того, как они самостоятельно
дочитают его дома. Учитель начинает, давая образец выразительного
чтения рассказа.
Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским
детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи
считаются устаревшими и могут быть незнакомы ученикам. Некоторые из
этих слов и выражений можно комментировать по ходу чтения, над другими
стоит поработать особо.
Домашнее задание
Дочитать рассказ до конца.
|