Вторник, 06.12.2016, 05:52

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность
17.03.2015, 13:41

      Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.
      — Что такое рифма? Как рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

      Эпизод шестой. «И молва трезвонить стала...»
      — Какую картину вы представляете, читая строки:

      И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!

      — Где вы уже встречали слово тужит? Подберите синонимы.

      Эпизод седьмой. «И царевна очутилась // В светлой горнице...»
      — Что делает царевна, оставшись одна в лесу?
      — Почему автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом?
      Терем — дом в виде башни в Древней Руси.
      — Как вы понимаете слова и выражения подворье, горница, подбираясь, взялася за кольцо?
      Горница — чистая половина крестьянской избы.
      — Что увидела царевна на подворье и в горнице?
      — Почему девица решила, что тут «люди добрые живут»?
      — Что сделала в доме царевна?
      Дети отметят трудолюбие царевны, ее умение работать по дому. Это соответствует сказочному канону: положительная героиня не только красива и скромна, но и умеет трудиться, выполнять самую черную работу.
      — С какой интонацией мы будем читать этот эпизод?

      Эпизод восьмой. «Входят семь богатырей...»
      — Как вы представляете себе богатырей?
      — Почему к незваному гостю обращается старший из братьев? Царевна проявляет особую деликатность, сойдя к богатырям только после слов, обращенных к девице (Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 класс: методические советы. — М.: Просвещение, 2002. — С. 58—59). Но возможно и иное толкование речи старшего брата и поступка царицы: будем иметь в виду, что жизнь в традиционном обществе подчинялась ритуалам и в описанной сцене и богатыри, и царевна соблюдают такой ритуал. (Людей, не соблюдавших установленные ритуалы, общество просто отвергало.)
      Обратим внимание на неторопливое и ритмичное чтение ритуального обращения брата к гостю.

      Эпизод девятый. «И царевна к ним сошла...»
      — Что сказала братьям царевна?
      — Как вы понимаете слова:

Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали...?

      Речь княжеская и царская очень сильно отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают по речи, кто к ним пожаловал.
      — Как принимали богатыри свою гостью? Как вела себя царевна?
      Богатыри ей воздали честь как смогли. Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место, рюмку подавали на подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так, как этого не может делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не на лавку, не на лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не было).
      — Найдите в этом отрывке слова и выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их понимаете?
      Ученики назовут «хозяям», «что-де», «звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина // Отрекалася она...», «светлица». Важно поработать со словом отрекалася, выделить корень, подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк. Далее в тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.

      Эпизод десятый. «А царевна молодая // Все в лесу...»
      — Как проводят дни богатыри?
      В классе у внимательных учеников может возникнуть вопрос: почему татары оказываются в одном времени с «пятигорскими черкесами» (война на Кавказе)? Автор объединяет признаки разных времен: борьбу с татарами, войну на Кавказе, чтобы показать вневременность сказки. Главный вывод при чтении этого эпизода: хозяева терема — богатыри, воины.
      — Что ценит царевна в богатырях?
      — Как вы понимаете строки: «Им она не прекословит, // Не перечут ей они»?
      Со словами прекословит и перечут проведем словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.

      Эпизод одиннадцатый. «Братья милую девицу // Полюбили...»
      — Как братья сватаются к царевне? Почему речь опять держит старший брат?
      В речи старшего брата мы видим ритуальную формулу, употреблявшуюся во время сватовства: сравнение девушки с красным товаром, сватов с купцами.

      Эпизод двенадцатый. «Как мне быть? Ведь я невеста...»
      Царевна отвечает так, как может отвечать на такое предложение идеальная женщина: просто, искренне и с достоинством. Обратим внимание на вежливость слов царевны, которыми она отвергает женихов, на напевность и ласковое обращение к богатырям.
      — Почему царевна не может выйти замуж за одного из братьев?
      — Вспомним: «Сват приехал, царь дал слово...»
      — Как вы понимаете слово удалы!

      Эпизод тринадцатый. «Спрос не грех. Прости ты нас...»
      Отметим в речи богатыря пословицу «Спрос не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение перед братьями: «...отказ мой не вина».
      Ученики понимают, что в сказке они имеют дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое восприятие, свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их спрашивать: почему царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей, известить о себе отца и жениха?
      Предположим, что она вернется туда одна и разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.
      Царевна могла бы опереться на поддержку семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность. Но она решает поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.

      Эпизод четырнадцатый. «Между тем царица злая...»
      — Почему перед зеркальцем царица «забыла гнев»?
      — Как царица узнала, что царевна жива?
      — Царевна жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить ее в покое?
      — Чем угрожала царица Чернавке?
      Рогатка — это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.
      — Какие редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке?
      Отметим «дулась», «хватилась», «правду доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на Чернавку», «призналася», «...положила иль не жить...».
      — Какие черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На Чернавку...»?
      — С какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращенную к Чернавке?

      Эпизод пятнадцатый. «Раз царевна молодая...»
      Этот эпизод является кульминацией всей сказки. Он самый большой по размеру и самый драматичный. Перед тем как прослушать его в исполнении ученика, выясним, что значит слово черница (дети иногда думают, что черница — это Чернавка).
      Черница — монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились слова чернец, черница).
      — Как царевна обращается к чернице, к псу?
      — Почему пес бросался на черницу? Как он хотел спасти царевну?
      Готовясь к выразительному чтению отрывка, вспомним, что такое ритм.
      В «Сказке о мертвой царевне...» — чередование слогов, размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных частях сказки (и этого эпизода в том числе) отличается от основного. С помощью прилагательных и повторения звука [о] Пушкин создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:

                         Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!

      Возьмем другой отрывок:

                            Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.

      Ритм этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию текста.
      — Найдите другие строки, в которых ритм убыстряется благодаря употреблению глаголов.
      — Нравится ли вам иллюстрация Т. Мавриной к сказке (с. 102)? Почему?

      Эпизод шестнадцатый. «...Не досталась никому, // Только гробу одному»
      — Как вы думаете, почему пес бросился на яблоко и проглотил его?
      — Почему богатыри не сразу решились похоронить царевну?
      Отметим различную динамику этого отрывка: быстроту событий («Прискакали, // Входят — ахнули») и плавность, некоторую замедленность, которая передает печаль богатырей.
      Продолжаем работу с лексикой сказки, отметим слова и выражения «путь им кажет», «стремглав», «Напоено // Было ядом знать оно», «под крылышком у сна», «не восстала ото сна», «в полуночную пору».
      — С какой интонацией звучат прощальные слова старшего богатыря?
      При выразительном чтении передадим торжественность и печаль прощальной речи.

      Эпизод семнадцатый. «В тот же день царица злая...»
      — Казалось бы, зло торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит зло?

      Домашнее задание
      Озаглавить эпизоды до конца сказки. Подготовить выразительное чтение наизусть одного-двух отрывков (по выбору учащихся).

      Индивидуальное задание
      Подготовить краткое сообщение о музыкальных произведениях, созданных по сказкам Пушкина.

Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 794 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0