I. Артикуляционная разминка
II. Проверка домашнего задания
Ученики читают выписанные в тетрадь характеристики, рассказывают о героях, дополняют и оценивают работу друг друга.
Капитон Климов, башмачник
Капитон Климов, «пьяница горький», был башмачником у старой
барыни. Тургенев пишет: «Климов почитал себя существом обиженным и
неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным,
которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если
пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж
именно с горя». Когда Гаврила говорит ему, что он только хлеб даром
ест, Капитон обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреич, один
мне судья: сам Господь Бог — и больше никого. Тот один знает, каков я
человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем». Он заявляет, что
он, «однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный
горшок». Он называет себя горемыкой. В женитьбе Капитон видит одно для
себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну.
Через год после женитьбы Капитон совсем спился и был вместе с женой
отправлен барыней в деревню.
Гаврила, дворецкий
Гаврила — главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя
по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось,
определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена
коваными сундуками с добром. В разговоре с барыней, он постоянно
говорит на -с: женить-с, можно-с, хорошо-с, конечно-с, угодно-с. Когда Гаврила разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет -с.
Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду
ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью
Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.
Татьяна, прачка
Татьяна, молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у
барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было
никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и
заваливали работой. Тургенев пишет:
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать,
запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других
боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить,
никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».
Мы читали отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»,
посвященный русской женщине. По мнению Некрасова, женщина по-настоящему
красива тогда, когда ее красота соединяется с чувством гордости и
самоуважения. Татьяну с детства заставляли работать за двоих, у нее не
было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с
нее «соскочила».
Герасим был немой от рождения, но он не был безответным, у него
было чувство собственного достоинства. Татьяна была безответная, она
никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. Герасим хотел
кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что Татьяна нуждается в
защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.
Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась,
любит ли Татьяна Капитона. Дворецкий заставил Татьяну изобразить
пьяную. Герасим пьяных не любил и толкнул Татьяну прямо к Капитону.
Через год после свадьбы Капитон спился, и его вместе с женой отправили в
деревню. Татьяна на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом.
Это был единственный человек в ее жизни, который жалел ее и заботился о
ней.
III. Герасим и Муму
Учимся составлять план и выделять границы эпизодов. Учитель
продолжает выразительное чтение рассказа (он должен полностью
прозвучать на уроках), останавливаясь в нужных местах, чтобы обозначить
границы эпизода, просит учеников предлагать варианты названия эпизода.
Пример плана рассказа
1. Неожиданная находка.
От слов: «Все это происходило весною...».
2. «Ладная собачка испанской породы».
От слов: «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком...».
3. Муму и барыня.
От слов: «Так прошел еще год».
4. Приказ барыни.
От слов: «До самого вечера барыня была не в духе...».
5. Муму возвращается.
От слов: «Впрочем, его беспокойство было напрасно...».
6. Ночной переполох.
От слов: «Герасим уже прежде догадался...».
На этом уроке чтение заканчиваем словами: «...Герасим лежал,
весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму».
Обратим внимание учеников, что Герасим не побоялся уйти на
поиски собаки, хотя это было нарушением порядка: дворовые не могли
уходить из дома и оставлять работу без особого распоряжения хозяина.
Домашнее задание
Закончить составление плана.
Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди. |