I. Артикуляционная разминка
II. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
— Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали
грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
— Кто из героев вызвал уважение, кто — неприязнь?
— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»,
потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и
Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только
Жилина.
Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей
сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть
формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в
дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной
таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст
рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с
той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают
чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в
таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.
Вариант таблицы
Качество |
Жилин |
Костылин |
Смысл фамилии |
Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами |
Костыль — палка с поперечиной, закладываемой
под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого
больные ноги |
Внешность |
«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» |
«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» |
Предусмотрительность |
«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку) |
|
Отношение к лошади |
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...»
«...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» |
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого» |
Храбрость — трусость |
«— ...Не дамся же живой...»
«— ...С ними что робеть, то хуже» |
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху» |
Поведение в плену |
«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду"».
«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по
аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из
глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое
рукоделье был мастер» |
«Костылин еще раз писал домой, все ждал
присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни,
когда письмо придет; или спит» |
Мнение татар о пленниках |
«Джигит» |
«Смирный» |
Наблюдательность, любознательность |
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть» |
|
Выносливость, мужество |
«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» |
«Костылин все отстает и охает» |
Верность, преданность |
«...не годится товарища бросать» |
Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади |
Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин». |