Третье
(или следующее) занятие строится как урок проблемный. Тон
дискуссии могут задать два несхожих мнения поэтов и людей
чрезвычайно родственных — Б. Пастернака и
М. Цветаевой. Первое: «Его место в революции,
внешне столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое,
навсегда останется для меня загадкой». И второе:
«А я скажу, что без Маяковского русская революция
бы сильно потеряла, так же как сам Маяковский —
без Революции».
Произведения
Маяковского, созданные в период с 1917 по 1921 год, —
а именно они на уроке в центре внимания — как
пожаром, охвачены победительным пафосом отрицания. Поэт лихорадочно
заклинает с угрожающей воинственностью и самоуверенностью:
«Мы разливом второго потопа / перемоем миров города»;
«Только тот коммунист истый, / кто мосты к отступлению
сжег»; «Стодюймовками глоток старье расстреливай!»;
«Бросьте! / Забудьте, / плюньте / и на рифмы, /
и на арии, / и на розовый куст, / и на прочие
мелехлюндии / из арсеналов искусств»; «Жаром,
жженьем, железом, / светом жарь, / жги, режь, рушь!»;
«Мы тебя доконаем, / мир-романтик! Стар —
убивать. / На пепельницы черепа!». Это ведущая нота
«Нашего марша», «Радоваться рано»,
«Левого марша», двух «Приказов по армии
искусств», «150 000 000», отчасти
«Мистерии-буфф». Вечное бесповоротно превращается
в прошлое и в упор расстреливается из оружия новых
видов, ибо для Маяковского «революции нет без насилия».
Отринуты «римское право / и какие-то еще права».
Обложив мир «сплошным «долоем», любого сомневающегося
в необходимости революционного давления поэт обзывает
обывателем, а «демократизмы, гуманизмы» откровенно
зачисляет в разряд самых ядовитых противников пролетариата
и подтверждает свои убеждения и решимость на примере —
в буквальном смысле — самом кровном и убийственном:
|
А мы —
не Корнеля с каким-то Расином —
отца, —
предложи на старье меняться, — |
мы
и его
обольем керосином
и в улицы пустим —
для иллюминаций. |
Разумеется,
все это очень далеко от традиций русской литературы,
которые разрушаются на наших глазах.
Даже
в «Оде революции» «шестидюймовок тупорылые
боровы / взрывают тысячелетия Кремля». Но не зря все-таки
ведущие у поэта в то время жанры — марш,
мистерия, ода и еще — плакат. Логика революции,
по Маяковскому, исключает серединность. Отсюда —
контрастная и аскетичная плакатная палитра, и потому же восторженное
вознесение сопровождается и усиливается сатирой и просто площадной
руганью. К примеру, «150 000 000» —
поэма, созданная во славу множествам, сюжетно разыграна
как «чемпионат всемирной классовой борьбы!», персонифицированный
в схватке Ивана и Вильсона. И подобная упрощенная
манера будет преобладать в творчестве В. Маяковского
до конца его жизни. Прежний новатор иногда обнаруживает
себя, скажем, в фантастических видениях голодного человека
(стихотворение «Два не совсем обычных случая»).
Однако такое теперь — редкость. Взамен изначальной
установки на обязательные художественные открытия он моделирует
в «Мистерии-буфф» ту магистральную дорогу
революции, направление которой неизменно — варьируются
лишь частности (об этом прямо заявлено в предисловии
ко второму варианту пьесы). И если что-то менялось
у Маяковского впоследствии, то в основном эти самые
частности, числитель — современное, сегодняшнее,
сиюминутное.
Преображение
манеры напрямую связано с обновленной, утилизованной
концепцией поэта и освобожденной от былых отклонений
и противоречий концепцией героя. Поэтическое измеряется отныне
причастностью к политическому, творец слов уподобляется
пролетарию, хотя бы и солнцеподобному (стихотворения «Владимир
Ильич!», «Поэт рабочий», «Необычайное
приключение…»). Свергнув с престола царя небесного,
Маяковский назначает Богом человека, но не любого, разумеется,
а человека особой породы, предугадав на рубеже десятых
и двадцатых годов столь же концептуальное самоопределение
большевизма («Товарищи, мы, большевики, —
люди особого склада. Мы особого закала» —
такими словами Сталин открывал свою речь «На смерть
Ленина»). В подобном, новом, человеке, сливаясь,
воплощаются воли множеств, у него «Вместо вер —
/ в душе / электричество, / пар», он наднационален,
даже внеклассов, и он — грядущий. Показательна
уточняющая замена персонажа первого варианта «Мистерии-буфф» —
«человека просто», который входит, однако, на замершую
палубу уже как Христос, обещая установить земной рай, на «человека
будущего» в варианте втором.
Дискуссия
на уроке явно напрашивается, поскольку речь идет о периоде
в творчестве В. Маяковского переходном, и основной
вопрос, возникающий здесь, касается эволюции поэта. Для того
чтобы разрешить его, необходимо, разумеется, сравнивать произведения
после- и дореволюционные. Создается идеальная ситуация для проведения
опроса, который лучше всего сосредоточить на пафосе и
главном герое теперешних и тогдашних текстов. Как расценивать
произошедшие перемены? Есть ли логика в развитии художника?
Или сдвиг абсолютно неизъясним?
Советские
литературоведы рьяно противопоставляли два периода с безусловным
предпочтением более позднего. Сегодня знаки автоматически
перевернулись. Но ведь, кроме не слишком радующей новизны,
обнаруживается и преемственность, уже давно подмеченная писателями
и критиками Русского зарубежья: М. Осоргиным, Н. Оцупом
и особенно М. Слонимом. При внимательном прочтении
поэм и лирики логику могут найти и школьники. В самом
деле, разве не перекликаются строки «Сегодня / надо
/ кастетом / кроиться миру в черепе!», «Я
над всем, что сделано, / ставлю «nihil» из «Облака
в штанах» с лозунгами «150 000 000»
или «Приказов по армии искусств»? Можно сказать,
что разрушитель, призывающий: «Белогвардейца / найдете —
и к стенке. / А Рафаэля забыли? / Забыли Расстрелли вы?
/ Время пулям / по стенке музеев тенькать», —
это осуществление грубого гунна, несколько конкретизировавшийся
образ ницшеанца. Возможна здесь и параллель с Блоком.
Казалось
бы, пропасть отделяет индивидуалиста, страдающего в состоянии
безысходного трагического одиночества, от автора анонимных
«150 000 000», который стремится слиться
с массами. Но именно для такого прыжка совершался дальний
футуристический разбег, и даже идея жизнестроения вызрела
до 1917 года, когда Маяковский рассуждал в статьях о необходимости
общественно полезного искусства. И тогда и теперь нигилизм
распространялся лишь на буржуазное, стабильное общество, только
революция из мечты превратилась в действительность, после
чего пафос отрицания постепенно стал вытесняться пафосом утверждения.
Вопросы и задания
1. Сравните
позиции В. Маяковского и А. Блока по отношению
к культуре старого мира.
2. Как строятся произведения
Маяковского первых послеоктябрьских лет? Какова роль антитезы
в них?
3. Что характерно
для новой концепции человека в творчестве писателя?
4. Существует ли
логика в идейно-художественной эволюции автора «Облака
в штанах» и «150 000 000»?
Сопоставьте эти поэмы. |