Роман
В. Астафьева «Прокляты и убиты» читается
тяжело, с большим эмоциональным напряжением. Писатель
однажды сказал, что его воспоминания о войне «немилосердны».
И это действительно так. «Немилосердно» описана
жизнь 201-го запасного полка в лагере, похожем на гулаговскую
«чертову яму». «Немилосердно» и сурово
изображение форсирования Днепра, закрепления на правом
берегу, борьбы за «плацдарм». Критик Валентин
Курбатов, который часто бывал у Виктора Астафьева в Овсянке,
почувствовал, что писатель устал от того перенапряжения
духовных сил, которых потребовала работа над романом.
И читателю нет пощады!
Сказанное
о характере авторского повествования в романе «Прокляты
и убиты» заставляет вспомнить слова В. Быкова,
написанные в повести «Карьер». Агеев-старший
говорит сыну: «Знаний о войне у вас хватает.
Но вот атмосфера времени — это та тонкость, которую
невозможно постичь логически. Это постигается шкурой. Кровью.
Жизнью. Вам этого не дано». В. Астафьев постиг
войну шкурой. Кровью. Жизнью. Отсюда та истовость, страстность,
с какой он пишет о событиях 1942—1943 гг.
Мы оказались
не готовыми к восприятию такой правды, которую отстаивает
В. Астафьев. А без душевной боли нет собственного знания
истории. Книги о войне рождаются и живут в атмосфере
воспоминаний. И у Астафьева в разные годы были разными
и характер воспоминаний, и отношение к прошлому. В этом
мы убеждаемся, сравнивая его произведения, написанные в разные
годы, например «Пастух и пастушка. Современная пастораль»
(1971) и роман «Прокляты и убиты» (90-е гг.).
Астафьев
считал, что память о пережитом не умирает; напротив,
растет внутренняя потребность «рассказать о самом
главном, осмыслить происшедшее масштабно, глубоко, с общечеловеческих
позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень
жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя,
извлекать из прошлого уроки». В этом высказывании
писателя обозначен широкий спектр чувств, которые испытывает
читатель, знакомясь с новой книгой о войне. И роман
«Прокляты и убиты» вызвал по прочтении разнородные
чувства. Посмотрим на него глазами писателей и критиков.
«Черное
зеркало» — так назвал свою статью Игорь Штокман.
«За что прокляты?» — вопрос вынесен
в название статьи Л. Аннинского. «А что, если
вся страна наша чертова яма?» — вопрошает
А. Немзер. «Прокляты и убиты» —
это не проза, — считает В. Леонович. —
Это вопль к нашему сердцу, к нашему разумению, к памяти».
А. И. Дедков, не принимая романа, не разделяя его
разоблачительного пафоса, называет Астафьева «подзадержавшимся
свидетелем обвинения», «живописующим и проклинающим
полвека спустя». А писатель Кураев, назвавший роман
«Прокляты и убиты» «потрясающей, душу обжигающей
книгой», воскликнул: «Как не хочется, чтобы это
было правдой!»
Признанный
авторитет в вопросах военной прозы, да и сам большой
мастер, Григорий Бакланов на вопрос ведущего телепрограммы
«Без ретуши» о трех лучших произведениях
о войне тут же назвал роман Г. Владимова «Генерал
и его армия», чуть помедлив, вспомнил «В окопах
Сталинграда» В. Некрасова и завершил романом Гроссмана
«Жизнь и судьба».
В этот
ряд по праву памяти могли бы встать и книги самого Г. Бакланова,
и В. Быкова, и К. Воробьева, и Ю. Бондарева.
Но в этот ряд Бакланов не включил книгу Астафьева «Прокляты
и убиты». Сказалось природное художественное чутье.
Оно ему подсказало: книга Астафьева из другого ряда.
Сам
же В. Астафьев перечеркнул всю военную прозу, говоря:
«Я не был на той войне, что описана в сотнях
романов и повестей… К тому, что написано о войне,
я как солдат никакого отношения не имею. Я был на совершенно
другой войне… Полуправда нас измучила…»
Вопросы и задания для аналитической беседы
о романе В. Астафьева
1. Роман
«Прокляты и убиты» — произведение автобиографическое.
Что вам помогло почувствовать это? Что вам не позволило усомниться
в правдивости авторского свидетельства о происходящем?
2. Какие эпизоды
произвели на вас самое сильное впечатление? Объясните
почему.
3. Ничего —
ради интриги! Можно ли так определить основные принципы сюжетосложения
романа?
4. Название первой
части романа — «Чертова яма». Какие
описания, детали делают этот образ ключевым?
5. Назовите героев
романа «Прокляты и убиты». Какое представление
о них вы составили на основе первой части романа?
6. В картине
форсирования Днепра нет ничего от батальной беллетристики.
Покажите, что такое заключение правомерно.
7. У каждого
писателя, кто писал о войне, своя память о смерти.
Своя и у В. Астафьева. Прокомментируйте подобные
эпизоды. Как они соотносятся с заглавием романа? Как
вы его понимаете? |