Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина (род. в 1937), Андрей Вознесенский (род. в 1933), Евгений Евтушенко (род. в 1933), Роберт Рождественский (1932—1994).
Рождественский довольно скоро выпал из этой группы, но завоевал
известность как автор многих широко известных песен: «А это свадьба пела
и плясала», «Я, ты, он, она, / Вместе — целая страна» и
лирико-патриотических текстов к фильму «Семнадцать мгновений весны».
Кажется, никогда поэзия не была так
популярна, ибо была настроена на сегодняшнюю речь и насущные запросы:
она учила не приспосабливаться, а плыть против течения, быть самим
собой. Поэты формулировали новые нравственные принципы и убеждали, что
живут в согласии с ними. Поэзия требовала и от власти, и от общества не
отступать от пути обновления жизни. Здесь громче всех звучал голос
Евтушенко. Он напоминал о жертвах Бабьего Яра (название оврага в Киеве,
в 1941—1945 гг. ставшего местом расстрела и захоронения мирных жителей, в подавляющем большинстве — евреев).
В момент, когда тело Сталина было
вынесено из Мавзолея, Евтушенко предупреждал со страниц официальной
газеты — «Правды», что этим расчеты с недавним прошлым не закончены:
В роли дозволенных советской властью и
принятых Западом посланников русской культуры эти «оппозиционеры»
объехали весь мир, знакомя с ним читателей в России через свои
поэтические впечатления. Евтушенко привозил стихи с кубинского
карнавала, «пел» булыжники Парижа, помнящие поступь коммунаров, и
оплакивал бездуховность каменных джунглей Нью-Йорка:
|
Все жестоко — и крыши и стены, И над городом неспроста Телевизорные антенны, Как распятия без Христа. «Битница», 1962 |
Битник — так первоначально в США
в 50-х гг. называли молодых людей, отрицающих общепринятые нормы морали и
поведения. В знак протеста против американской мечты о благополучии они
ходили в потертых рубашках и джинсах, носили длинные волосы, переезжали
группами из одного города в другой и проповедовали естественность
человеческих отношений.
Даже если Евтушенко и осуждал то, что
видел там, на Западе, ибо поступать иначе тогда было невозможно, то
делал это не подстраивая свой голос к официальной пропаганде, а утепляя
эту самую пропаганду своим личным мнением. Он не торопился поддакивать, а
успевал рассмотреть и на многое откликнуться пониманием и сочувствием.
Самим поэтам казалось, что они не
отступают от идеала искренности. Во многом они и были искренни:
Рождественский, Евтушенко… Они были последними певцами социалистической
утопии, которым удавалось это делать с какой-то степенью достоверности.
По большей мере эти двое были публицистичны, открыты, не боялись
ошибиться (ибо были искренни) и написать плохие стихи, так как верили,
что при том, как много они писали, обязательно напишутся и хорошие.
У Андрея Вознесенского была несколько
иная роль. «Роль» — точное слово в отношении этих поэтов. Их роли так
оценил поэт и проницательный критик поэзии Давид Самойлов: «Евтушенко —
поэт признаний, поэт искренности; Вознесенский — поэт заклинаний.
Евтушенко — вождь краснокожих. Вознесенский — шаман. Шаманство не
существует без фетишизма. Вознесенский фетишизирует предметный мир
современности, ее жаргон, ее брань. Он запихивает в метафоры и впрягает
в строки далековатые предметы — «Фордзон и трепетную лань». Он искусно
имитирует экстаз. Это экстаз рациональный… У него броня под пиджаком, он
имитирует незащищенность» (Самойлов Д. Литература и общественное движение 50—60-х годов. — М., 1969).
Вознесенский в начале 60-х ошарашивал
читателя немыслимой вязью метафор, сплетенных из самых современных
на тот день технических терминов:
|
Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот — Аэропорт! Брезжат дюралевые витражи, Точно рентгеновский снимок души.
Как это страшно, когда в тебе небо стоит В тлеющих трассах Необыкновенных столиц! «Ночной аэропорт в Нью-Йорке», 1962 |
Эти стихи сегодня требуют некоторого предметного комментария: неон —
газ, который в 60-е годы широко использовали в лампах; светящееся
здание аэропорта напоминает поэту реторту, заполненную неоном. Дюраль — легкий металл, который здесь подчеркивает ощущение воздушности здания аэропорта, помещенного между землей и небом.
Метафорическая оригинальность
в сближении «далековатых» понятий и предметов была и осталась
отличительной чертой стиля Вознесенского.
У Беллы Ахмадулиной роль была особой,
более камерной, менее публичной. Ее круг читателей был ýже, но
поклонение от этого еще яростнее. В ее стихах ценилась не эстрадная
громкость голоса, а интимность, изящество, за которые особенно легко
принимали стилистическое жеманство: поэтесса любила придать голосу
томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской
эпохи. Талант Ахмадулиной интонационный, акцентный. Это особенно
очевидно в авторском исполнении стихов: прежде всего слышатся не слова, а
некий музыкально-стилистический тон:
|
А ты — одна. Тебе — подмоги нет. И музыке трудна твоя наука — Не утруждая ранящий предмет, Открыть в себе кровотеченье звука. |
Стихотворение «Уроки музыки» (1965)
о Марине Цветаевой и о себе: «…я — как ты, как ты!». Не случайно в 1969
году оно дало название едва ли не самому известному сборнику поэтессы.
Лучшие стихи Ахмадулиной написаны в жанре воспоминаний или посвящений
конкретным, часто связанным с искусством людям.
Желание быть самым-самым современным
предъявляло свои требования и заставляло поэтов вольно или невольно
приспосабливаться к массовому вкусу. Все это довольно скоро заставило
пожалеть о ненаписанном, неисполненном, нерожденном… Сам факт успеха
критики и многие читатели им вменили в вину и не без основания сочли,
что поэты «бума» довольно быстро заиграли свои роли. А поэзия вновь
заговорила об искренности, сокровенности, о несиюминутных ценностях.
Вопросы и задания
1. Была
ли новая поэзия рубежа 60-х годов закрытой или обращенной
к широкой аудитории? Каковы были трудности ее восприятия?
2. Чем отличались
и в чем были сходны Е. Евтушенко и А. Вознесенский?
Сравните «Автопортрет» и «Тбилисские базары»
Вознесенского со стихами Евтушенко «Луковый суп»
и «Москва товарная». Как оба поэта передают предметные
впечатления, на что они прежде всего обращают внимание?
3. Какова роль метафоры
у каждого из них: кто более склонен к сопряжению
«далековатых» впечатлений, а кто добивается безусловной
узнаваемости современных подробностей, подкрепляя их искренней
риторикой?
4. Как вы думаете,
какие опасности таит для поэта ориентация на аудиторию,
привычка к успеху, «повышенная впечатлительность»
по отношению к сиюминутному? Как складывались отношения
поэтов с советской действительностью?
|