На втором
уроке продолжается знакомство с дореволюционным творчеством
поэта, но в несколько ином разрезе и ракурсе —
с большей установкой на его содержание, с большим
вниманием к фигуре лирического героя. Основной материал
здесь поэма «Облако в штанах», разбираемая
подробно. В качестве пролога к осмыслению тех противоречивых
мотивов, которые буквально схлестнулись на поэтических
пространствах, читаются стихотворения «Нате!»,
«Несколько слов обо мне самом», «Послушайте!»,
«Кофта фата», «Дешевая распродажа»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!».
Ведущий
образ «Облака в штанах», как и всего дооктябрьского
творчества в целом, — образ «я».
Б. Пастернак говорил о трагедии «Владимир Маяковский»:
«Заглавье было не именем сочинителя, а фамилией содержанья».
Становясь содержательным центром, «эго» достигает
грандиозных размеров, но все-таки остается человеческим «я»:
«Что может хотеться этакой глыбе? / А глыбе многое хочется!»
«Я» в «Облаке» — громадное,
переполняющее собственные границы («чувствую / «я»
/ для меня мало. / Кто-то из меня вырывает упрямо»).
Оно всесильное, но оно и одинокое. Лирический герой поэмы —
варвар, грубый гунн, зовущий к разрушению, к насилию
(«Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища / достаю сапожный
ножик. <…> Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою / отсюда до Аляски»).
Но он и беззащитен, нежен, когда, отбрасывая рыжий парик вульгарной
нарочитости, многократно произносит «Мама» губами,
только что извергавшими совсем другую «мать».
Лирический
герой ощущает себя уже большим, но еще ненужным. Отсюда —
отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира, нежелание
замечать прямую взаимозависимость явлений. «Ты царь:
живи один», — спокойно констатировал Пушкин.
Ранний Маяковский эту неизбежную логику не приемлет: гордясь
сознанием собственной незаурядности, он жестоко страдает от одиночества.
Этим определяется своеобразие его ницшеанства. О влиянии
Ф. Ницше на русскую литературу конца XIX —
начала XX века в классе, вероятно, уже будет что-то сказано
до изучения творчества Маяковского — в связи
с Горьким, Брюсовым, Гумилевым. У раннего Маяковского
ницшеанские мотивы заявлены и в лирике («Вам завещаю
я сад фруктовый / моей великой души» — «Ко
всему»), и в поэмах («А я / на земле / один
/ глашатай грядущих правд» — «Война
и мир»), и в статьях, где поэт назван завоевателем,
где футуристы представлены как «новые люди новой жизни»,
и в том произведении, вокруг которого строится урок, —
недаром первоначально оно именовалось «Тринадцатый апостол».
Герой
ранней поэзии В. Маяковского стремится отринуть обыденное,
преобразоваться в сверхчеловека, но человеческое в нем
сохраняется. Комментируя «Облако в штанах»,
даже в собственном ницшеанстве он видит способ возвеличить
человека. Герой готов отдать все «за одно только
слово, / ласковое, человечье», но красивые люди исчезли,
вокруг — бездарные, пошлые существа. Отсюда —
тоска, мечта, но отсюда и озлобленность. И недаром лирического
героя называют иногда богодьяволом, прекрасным мерзавцем.
Разбирая
«Облако в штанах» и раскрывая проблематику
дооктябрьского творчества поэта в целом, важно держать
в поле зрения обе вступившие здесь в столкновение
силы: и человека, и мир. До недавнего времени ранние
стихи и поэмы прочитывались прежде всего как обвинение окружающему.
В разряд обязательных цитат входили лозунги из предисловия
ко второму изданию: «долой вашу любовь»,
«долой ваше искусство», «долой ваш
строй», «долой вашу религию» —
«четыре крика четырех частей». Теперь трагедию
все чаще склонны выводить исключительно из характера лирического
героя, и концовка второй части поэмы как будто бы дает основания
для подобной трактовки, но еще нагляднее открывает она
постоянную противоречивость устремлений:
|
А я у вас — его предтеча;
я — где боль, везде;
на каждой капле слезовой течи
распял себя на кресте.
Уже ничего простить нельзя.
Я выжег души, где нежность растили. |
Яростно
конфликтуя с буржуазными установлениями, герой обнаруживает
свою извечную бунтарскую сущность, и лишь иезуитская концепция
воинствующего гуманизма примиряла явные противоположности:
характерный для «Войны и мира» пафос личной
вины за кровь и заявления о том, что для нового
человека «война не бессмысленное убийство, а поэма об освобожденной
и возвеличенной душе». Легкость, с которой несообразности
снимаются самим Маяковским в декларациях, не должна дезориентировать
учителя и учеников. Тексты вибрируют от противоречий.
Этим объясняется их композиционная, образная и ритмическая
необычность, и это же сообщает им неиссякаемую жизненную энергию.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите
поэму по следующему плану: тематические мотивы и общая
устремленность — единство композиционных частей —
герой и мир — речевое и интонационное выражение
основного конфликта — пафос произведения.
2. Сравните «Облако
в штанах» с указанными ранними стихотворениями.
Какие устойчивые качества отличают героя Маяковского?
3. Найдите в программной
вещи случаи самоаттестации. Сравните их с характеристиками,
традиционными для XIX века. Что представляется необычным?
Попытайтесь найти объяснение новаторства.
4. Что вам известно
о влиянии Ф. Ницше на русскую литературу рубежа
столетий? Как сказывается оно в творчестве В. Маяковского?
5. Выделите в поэме
самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. Что
сообщает им повышенную энергию и выразительность? |