Творческий
дебют Владимира Маяковского был непосредственно связан с художественной
практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой
художник, он пришел в искусство с заявкой нового
зрения. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого,
эпатаж — по-мальчишески вызывающими. Поэтому, читая
в классе самые ранние стихи Маяковского «А вы могли
бы?», «Послушайте!», «Нате!»,
«Адище города» и другие, можно захватить юношеское
воображение мгновенно, без специальных разысканий «в курганах
книг, / похоронивших стих».
Вместе
с тем не стоит забывать, что поначалу Маяковский утверждал
себя в группе. Об этом ученикам, может быть, уже
известно из общей характеристики Серебряного века русской
поэзии, но разговор о творческом дебюте Маяковского дает
дополнительные возможность и необходимость широко представить
русский футуризм как явление значительное и непростое. Опираясь
на манифесты и мемуары участников движения (прежде всего
на «Полутораглазый стрелец» Б. Лифшица),
книги В. Альфонсова, Н. Степанова, Р. Дуганова,
Н. Харджиева и В. Тренина, посвященные Хлебникову
и Маяковскому, последние статьи о художественном авангарде
и другие работы, важно подчеркнуть в первую очередь радикальность
футуристических установок и их связь с катастрофичностью
и динамикой «настоящего XX века» (выражение А. Ахматовой).
Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы,
футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали
восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали
синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое,
лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого
слова.
Ближайшее
для поэтов-футуристов искусство — живопись,
выступавшая в общей связке лидером. В тезисах одного
из докладов В. Маяковского значится: «3) Аналогичность
путей, ведущих к постижению художественной истины, и
живописи, и поэзии. 4) Цвет, линия, плоскость —
самоцель живописи — живописная концепция, слово,
его начертание, его фоническая сторона, миф, символ —
поэтическая концепция». Естественно, что на первом
из посвященных Маяковскому уроков не обойтись без демонстрации
композиций П. Пикассо, К. Малевича, Н. Гончаровой,
М. Ларионова, А. Лентулова и других представителей
кубизма, супрематизма и смежных с ними течений. Но самое
главное — показать приемы живописной поэтики Маяковского
на примере стихотворений «Ночь», «Из
улицы в улицу» и им подобных, акцентируя внимание
школьников на зримости и динамической деформации образов,
фонетических и смысловых смещениях.
Общие
характеристики футуризма не могут, разумеется, главенствовать
на уроке монографическом. Может быть, и не развертывая
сравнений, необходимо все-таки напоминать о границах,
разделяющих Маяковского не только с таким случайным спутником,
как Северянин, но и с союзниками бесспорными: Хлебниковым,
Каменским, Крученых. Последним присущи стихийность, интуитивность —
Маяковский гораздо более социален и рационален. Это делает
его самым понятным из футуристов и будетлян, но, поскольку,
знакомясь с ранними поэтическими произведениями, учащиеся
испытывают тем не менее серьезные затруднения, то на основе
таких текстов, как «А все-таки», «Дешевая
распродажа», «Я и Наполеон», отрывков
из трагедии «Владимир Маяковский» и поэм,
полезно будет показать не только зашифрованность, невероятные
масштабы и алогизм, но и документальность, грубую откровенность
урбанистических картин, наглядность тяготеющих к развернутости
метафор.
Футуризм
Маяковского не ограничен созиданием форм. Кроме стремления
овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм,
и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях
поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там
же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем
бесполезного искусства». Футуризм Маяковского —
опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества.
Вопросы и задания
1. Основные
принципы западного и отечественного футуризма.
2. Что объединяет
художников-авангардистов и русских поэтов-будетлян? В текстах
последних обратите внимание на работу с цветом,
деформацию предметов, явления «заумной речи».
Объясните художественный эффект этих и подобных им приемов.
3. Расскажите о восприятии
вызывающего поведения и творчества футуристов современниками.
Поделитесь собственными впечатлениями.
4. Сравните Маяковского
с Хлебниковым и Северяниным — в чем видится
вам своеобразие его футуризма? Обратите внимание на наглядность
его образов, особенности метафорического ряда и построения
произведений. |