В структуру
обзорного раздела «Русская проза в 50—90-е
годы» школьная программа по литературе и учебник
для 11-го класса включают значительный круг новых
для учащихся выпускного класса понятий и проблем, с которыми
связано развитие русской прозы за последние пятьдесят
лет: литературный процесс, «оттепель» 1953—1964
гг., «возвращенная литература», воссоединение
отечественной культуры и эмигрантской русской литературы,
«деревенская» проза, «лейтенантская»
проза (произведения о Великой Отечественной войне), «городская»
(или «интеллектуальная») проза, историческая романистика
и др. С каждым из этих направлений в литературе
связан свой круг авторов и названий их книг, в которых
воссоздается многослойная картина жизни, постигается судьба
человека и судьба Отечества.
Сочетание
обязательного чтения включенных в школьную программу
произведений с широким читательским выбором позволяет
рассматривать то или иное художественное произведение в определенном
литературном контексте. Принцип контекстного восприятия не
может не повысить интеллектуальный уровень школьных уроков
литературы. Всего этого нельзя не учитывать, продумывая пути
изучения широкой обзорной темы «Русская проза в 50—90-е
годы». На наш взгляд, систему занятий по этому
разделу целесообразно строить на сочетании проблемно-тематического
обзора с самостоятельным чтением учащимися художественного
текста наиболее значимых произведений, с текстуальным
анализом самых ярких их страниц. Принципиально важно структуру
школьного анализа сделать родственной художественному мышлению
автора. От художественного пересказа и выразительного
чтения наиболее впечатляющих фрагментов прозаического текста
до классной беседы, реферативного сообщения, урока-семинара —
таков диапазон приемов и форм работы над произведением.
В обзорном
разделе «Русская проза в 50—90-е
годы» выделим три темы:
— «Проза о Великой
Отечественной войне 50—90-х гг.»
— «Деревенская»
проза 60—80-х гг.».
— «Нравственные
искания прозаиков этих лет».
При проведении
обзорных уроков мы сталкиваемся с недостатком нужных
книг, поэтому подготовка к урокам обычно начинается заранее.
Учитель, сосредоточив в кабинете все собранные по теме
произведения, отводит время для чтения, а перед занятием
с помощью ребят организует выставку книг. Оформление
выставки, знакомство с ней позволяют рассматривать тему
на довольно широком литературном фоне.
На рабочем
стенде вывешивается план работы над темой, вопросы и
задания для учащихся.
Ключевые вопросы к обзору
«Деревенская» проза 60—80-х
гг.»
1. Понятие
«деревенская» проза. На каких социально-психологических
основах она выросла?
2. «Человек
трудолюбивой души». Как эти слова раскрывают глубину
и цельность нравственного мира крестьянина?
3. Жизнь и судьба
русской деревни в истории послереволюционной России:
— «Год
великого перелома» и его отражение в романах М. Шолохова
«Поднятая целина», Б. Можаева «Мужики
и бабы», В. Белова «Кануны».
— Роль русского
крестьянства в годы Великой Отечественной войны.
— Судьба русского
крестьянства в годы послевоенного лихолетья. Матрена
(А. Солженицын. «Матренин двор»), тетка Дарья
(А. Твардовский. «По праву памяти»), Катерина
(В. Белов. «Привычное дело»), Настена (В. Распутин.
«Живи и помни») — художественные открытия
«деревенской» прозы.
Вопросы для обобщающей беседы:
1. Назовите
произведения 60—80-х годов, которые связаны
с понятием «деревенская» проза. Какие из них
были прочитаны вами?
2. Что общего в биографии
писателей, которых было принято называть «деревенщиками»?
Чем был продиктован их интерес к деревенской жизни, к судьбам
крестьянства России?
3. Какое место в произведениях
Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева занимают
лирические пейзажи? Выразительно прочитайте их.
4. Какие герои «деревенской»
прозы нарисованы с явной симпатией? Чем они привлекли
внимание к себе?
5. Какой смысл писатели
вкладывали в слова «лад», «зов земли»?
6. Какой смысл содержат
в себе слова: «Россия, которую мы потеряли»?
План уроков по романам Ф. Абрамова.
Задания для учащихся
Урок
первый.
1. Страницы жизни
и творчества Ф. А. Абрамова. (См. выступление
Ф. А. Абрамова в телестудии в Останкино.
Его можно прочитать в книге «Пятнадцать вечеров
в Останкино» (Литературное обозрение. —
1988. — № 6).
2. Тетралогия
«Братья и сестры» — «эпос народной
жизни». Поэтика названий романов, составивших тетралогию:
«Братья и сестры», «Две зимы и три лета»,
«Пути-перепутья», «Дом».
3. Архангельская
деревня Пекашино — центр романной жизни. Хроника
села Пекашино (40—70-е гг.).
Роман «Братья
и сестры».
1. «Война.
Вся деревня сбита в один кулак».
2. «Великий
подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году «второй
фронт». В дом Пряслиных пришла похоронка (гл. 15,
45).
3. Пряслины. «Поколение
деревенских мальчишек и девчонок, которые на своих плечах
войну вытянули».
Обзор
романа «Братья и сестры» направляется такими вопросами:
— Что заставило
современного писателя обратиться к повествованию о войне?
— Обратимся
к первому слову этой темы — война. Как нарисована
она? Какое художественное наполнение, осмысление получает
этот образ?
— Посмотрим,
как пережили войну герои Федора Абрамова.
Урок
второй. Роман «Две зимы и три лета».
Подготовительная
работа учащихся будет связана с анализом ключевых эпизодов:
1. День Победы
в Пекашино (часть первая, гл. 5).
Чем вы объясните внутренний
драматизм этой главы?
Деревня, пекашинские бабы
глазами вернувшегося с фронта Ильи Нетесова. Почему писатель
избирает такой угол зрения?
2. Один день в доме
Пряслиных: возвращение Михаила с лесозаготовок —
эпизоды о спасительной силе любви и братства.
Как передается их настроение?
(Часть первая, гл. 1.)
3. «Вот
она, ее выстраданная радость: пряслинская бригада на пожне!»
(Часть вторая, гл. 16.)
Каково эмоциональное наполнение
этой главы?
Как нарисован здесь образ
матери Анны Пряслиной?
4. Трагические
судьбы Ильи Нетесова, Трофима Лобанова, Митрия Репишного.
Что нового они добавляют к размышлениям читателя о времени,
пережитом героями романа Ф. Абрамова?
Сообщения
учащихся, построенные на анализе эпизодов трагического
наполнения: возвращение с трудового фронта и смерть Митрия
Репишного (часть первая, гл. 8); возвращение из плена
и смерть Трофима Лобанова (часть вторая, гл. 7); трагедии
в доме Ильи Нетесова.
Урок
третий. Роман «Дом».
Пекашино
в 70-е годы.
Проблемы «сытой»
деревни.
— Михаил Пряслин
и Егорша Ставров: два характера — две судьбы.
— «Чем живем-кормимся».
Какое отражение эта тема нашла в романе «Дом»
и в публицистике Ф. Абрамова? (См. его книгу
«Чем живем-кормимся».)
Повести Валентина Распутина
«Живи и помни», «Последний срок»,
«Прощание с Матерой», «Пожар»,
рассказы «Женский разговор», «Изба».
В качестве
эпиграфа к сдвоенному уроку по произведениям В. Распутина
возьмем слова, сказанные писателем в беседе с журналистом
Ниной Степановой (Россия. — 1998. —
№ 5): «До могилы буду талдычить о душе,
о совести…»
План урока «Нравственные проблемы в произведениях
В. Распутина»
1. Слово
о писателе.
2. Повесть —
излюбленный жанр Валентина Распутина. Ее своеобразие.
3. Природа как живописный
и музыкальный камертон повествования в произведениях
«Живи и помни», «Прощание с Матерой».
4. Распутинские старухи —
воплощение нравственного идеала, который передан предками.
Роль внутреннего монолога в раскрытии их внутреннего
мира.
5. Высокий уровень
философского осмысления событий, происходящих в деревне.
6. Стилистический
комментарий к эпизодам повести «Прощание с Матерой»:
«Сцена на кладбище», «Прощание Дарьи
с избой», «Последний сенокос на Матере»,
финал повести.
7. «Прощание
с Матерой», «Пожар» — повествовательная
дилогия. Развитие их мотивов в рассказе «Изба».
8. Усиление публицистических
тенденций в творчестве Валентина Распутина, который пишет
об опасности беспамятства, «архаровщины».
План
работы над произведениями Виктора Астафьева
1. Слово
о писателе. Биография души, философия жизни, выраженные
в очерке Астафьева «Сопричастный всему живому».
(Литература в школе. — 1989. —
№ 2.)
2. Повесть «Последний
поклон». Ее автобиографический, исповедальный характер.
Картины, ожившие в памяти сердца писателя.
3. Природа и человек.
Мифологические мотивы и их роль в романе «Царь-рыба».
Повествование в рассказах — жанр этой книги.
Трагичность судьбы таежных поселков, разделивших судьбу распутинской
Матеры.
4. Роман «Печальный
детектив». Жанр судебной хроники. Размышления писателя
над «больными» вопросами: «Как жить?»,
«Как жить дальше?», «Как жить среди народа?»
Центральный герой романа.
5. Роман «Прокляты
и убиты». (Его целесообразно рассмотреть в рамках
обзора прозы о Великой Отечественной войне.) |