В 1956 году вышел в свет первый альманах «День
поэзии». В его заглавии — название поэтического праздника, ставшего
ежегодным: в этот день по всей стране читались стихи, поэты выходили
на импровизированные сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией. А
поэзия спешила доказать, что прозаической серой повседневности не
существует, что ежедневный мир прекрасен, если в него всмотреться
с доверием и полюбить.
Поэтическое эхо раскатилось по стране. Искренность
стала девизом и призывом того поэтического момента. Слово расковалось —
в мысль, в образ и звучало с небывалым до той поры резонансом:
«Удивительно мощное эхо. / Очевидно, такая эпоха!» (Л. Мартынов).
После глухих сталинских десятилетий поэзия отражала обновление
исторического порядка как возвращение к законам природы, прозрачным и
ясным.
Однако было бы неверно представлять
себе, что поэзия встала в оппозицию к тогдашней идеологии. Скучному
официозу многие все еще противопоставляли идеализированный образ первых
советских лет с их искренней верой. Вместе с другими реабилитированными
возвращается Ярослав Смеляков (1913—1972). Его
стихотворение «Если я заболею, к врачам обращаться не стану…» (1940,
публ. 1945) по всей стране поется под гитару и прокладывает дорогу
авторской песне. «С возвращением Смелякова в поэзии стало как-то
прочнее, надежнее», — скажет Е. Евтушенко. Смеляков одним из первых
тогда заставил почувствовать поэзию и значительность неприхотливой,
почти скудной жизни:
|
Люблю рабочие столовки, Весь их бесхитростный уют, Где руки сильные неловко Из пиджака или спецовки Рубли и трешки достают. «Столовая на окраине», 1958 |
Поэтический стиль Смелякова,
по-разговорному неожиданный, зоркий к деталям, и его позиция
мужественного аскетизма оказались близки многим, в том числе молодым
поэтам, прошедшим войну.
Судьба искусства после второй мировой
войны нередко оценивается в свете фразы, сказанной немецким философом
Адорно: «Как сочинять музыку после Освенцима?» Возможно ли после газовых
печей и гибели миллионов в концентрационных лагерях писать стихи? Своим
нравственным долгом поэты военного поколения считали не замолчать после
Освенцима и Бухенвальда, после Ленинградской блокады и Сталинградской
битвы, а сказать пусть то, о чем вслух и нельзя было говорить, чего
власти не хотели слышать.
«Никто не забыт, и ничто не забыто» — слова Ольги Берггольц (1910—1975)
звучали в устах поэтов «военного поколения» клятвой: сказать не только
о тех, кто умирал, но и о тех, кто бездарно посылал на смерть. И они
говорили об этом:
|
Мы под Колпино скопом стоим, Артиллерия бьет по своим. Это наша разведка, наверно, |
Ориентир указала неверно. Недолет. Перелет. Недолет. По своим артиллерия бьет… |
|
Нас комбаты утешить хотят, Нас Великая Родина любит… По своим артиллерия лупит, — Лес не рубят, а щепки летят... |
Детали настолько точны и индивидуальны, что многое требует комментария. Колпино — город в Ленинградской области, место тяжелых боев во время блокады Ленинграда (1941—1943). Комбат — командир батальона. Лес рубят — щепки летят — пословица, приобретшая оправдательно-идеологический оттенок во время репрессий 30-х годов.
Слышится жаргон официальных лозунгов
о Великой Родине, которыми оправдывали любые жертвы, поскольку великое
дело не обходится без жертв. У Межирова именно об этом речь — о праве
одного человека превращать другого в жертву собственной преступной
нерадивости, глупости, жестокости. Такие стихи о войне могли появиться,
да и быть написаны лишь после «оттепели». Нелюбовь к высокопарному
пафосу и эпической затянутости — черта поэзии всего «военного поколения»
и поэтического стиля, утвердившегося в 50-х годах. На нем выросло и
от него оттолкнулось следующее поколение, связанное с необычайным
подъемом поэтической популярности, с так называемым поэтическим бумом.
Вопросы и задания
1. Что понимали под искренностью в жизни и в литературе, какими были поэтические и нравственные последствия стремления быть искренним?
2. Погружаясь в мир современного человека, придавая значение
конкретным подробностям повседневной жизни, становилась ли в это время
поэзия приземленной, замкнутой в своем кругозоре?
3. Попытайтесь показать, что давали стиху узнаваемые
жизненные реалии, разговорное слово. Подумайте, как эта внимательная
к быту и повседневности поэзия должна была восприниматься после
обязательных газетных стихов, выдержанных в тоне оды и гимна. |