Во второй
половине 20-х годов Маяковский раз за разом настаивал
на необходимости утверждения злободневного стиха: «Больше
тенденциозности. Оживите сдохшую поэзию темами и словами публицистики»;
«Разница газетчика и писателя — это не целевая
разница, а только разница словесной обработки. <…> Мы выдвигаем
единственно правильное и новое, это — «поэзия —
путь к социализму». Сейчас этот путь идет между
газетными полями». Однако подобная литература обязательно
имеет прикладной характер. Автор в ней — рупор,
репродуктор политики.
Тяготение
к плакату, лубку намечается у Маяковского уже в 1915—1916
годах. После революции оно программно осознается не только
в теории «социального заказа» и реализуется
не только в рамках собственно агитационных стихов, но
практически везде — черно-белая огласовка сохраняется,
например, в заграничных циклах, только в особой
транскрипции — «Блек энд уайт». Разумеется,
значима она и в поэмах о революции, для Маяковского
последнего периода программных.
В это
время поэт все чаще рвется «идти, приветствовать, рапортовать!»,
иногда буквально «глупея от восторга». Вместе
с тем — наряду с десятком, может быть,
стихотворений — поэмы о Ленине и «Хорошо!» —
несомненно, самое сильное из всего написанного поэтом
в 1924—1929 годах. Сильное местами.
По-прежнему искренне и мощно звучат последняя часть первого
произведения и пролог второго, некоторые другие отрывки («Если
/ я / чего написал, / если / чего / сказал — /
тому виной / глаза-небеса, / любимой / моей / глаза. / Круглые
/ да карие, / горячие / до гари»). И все
же основная задача, которая встает перед учителем, характеризующим
поэмы, — не эстетическая, а историко-литературная,
поскольку в них зримо проступают особенности эволюции
поэта. То есть к текстам, которые до недавнего времени
рассматривались подробно, на многих уроках, допустимо
теперь подойти обзорно и проблемно.
Открывая
первое из двух произведений, прежде всего обратим внимание
на то, что поэма, названная именем вождя, посвящается
множеству — партии. Идеал поэт различает не вдали,
а рядом и потому последовательно стирает черты божества в портрете
вождя. Во-первых, образ всячески очеловечивается —
особенно вначале. Во-вторых, и чем дальше, тем определенней,
Ульянов превращается у Маяковского в Ленина —
в явление, воплощенное выражение миллиона воль. Вождь
неотрывен от класса, партии, и для писателя, уверовавшего
в ничтожность отдельной личности («Единица —
вздор / единица — ноль»), — это
главное. По-прежнему ненавидя слабость конкретного человека,
Маяковский противопоставляет ему некую сверхвеличину, но отныне
это не гипертрофированное «я» или фантастический
Иван, а бесполое «мы». Неудивительно, что в некоторых
произведениях поэта тех же лет (например, в «Летающем
пролетарии») люди совершенно безлики. Его Иванов, да
еще и десятый, напоминает своих однофамильцев из «Столбцов» —
только освещены они прямо противоположно Заболоцкому.
Помимо
концепции человека, важно затронуть и проблему жанра. Его
определяли по-разному, называя произведение и возвышенно (лирическим
эпосом), и уничижительно («рифмованным докладом на политическую
тему» — М. Беккер). Основания имеются
и для того и для другого. В целом же поэма представляет
собой лирически обрамленную хронику, но если исповедальный
пафос — там, где он прорывается, — практически
лишен фальши, то эпос Маяковского сугубо публицистичен. Вся
вторая часть произведения — это схематичный курс
истории РКП(б), а данный в части первой «капитализма
/ портрет родовой» упрощен и шаржирован в стиле
будущих прописей «Что такое хорошо и что такое плохо?».
У поэта
есть свои объяснения на этот счет: портрет, мол, создавался
«для внуков». Но именно внукам сполна
открывается примитивность изображения. Иное дело —
современники. «Не старая улица, — пишет Ю. Карабчиевский, —
а новая власть так бы и корчилась безъязыкая, не будь у нее
Маяковского. С ним, еще долго об этом не зная, она
получила во владение именно то, чего ей не хватало: величайшего
мастера словесной поверхности, гения словесной формулы»1.
Утратив живую эстетическую ценность, поэма «Владимир
Ильич Ленин» продолжает существовать в качестве
красноречивого исторического документа, в том числе и
для сегодняшних школьников.
Хроникальность
«Хорошо!» еще очевиднее. Это произведение и разбирали
раньше последовательно, по главам — теперь
разумнее сосредоточиться лишь на самых существенных проблемах.
Заглавная среди них — революция в понимании
Маяковского. Впрочем, не только в его понимании: седьмая
глава провоцирует на дискуссию по теме «Маяковский
и Блок».
Именно
Блок первым произносит ключевое для поэмы слово «Хорошо!» —
даже так: «Очень хорошо». Но выйдем за пределы
интерпретаций Маяковского — вспомним с учениками
о «Двенадцати», статьях «Интеллигенция
и революция», «Крушение гуманизма», напомним
им про «Записку о «Двенадцати»,
стихотворение «Пушкинскому дому» —
и тогда общий вывод, вполне вероятно, будет таким: Маяковский
исторически правдивей, точней описал ближайшие судьбы революционной
вольницы: «Этот вихрь, / от мысли до курка,
/ и постройку, и пожара дым / прибирала / партия / к рукам,
/ направляла, / строила в ряды». Зато Блок оказался
прозорливей в прогнозах более отдаленных —
гибель культуры он оплакивал неспроста, как бы иронически
ни подавал это автор «октябрьской поэмы».
Через
революцию Маяковский обретает родину, ранее для него
как бы не существовавшую. С середины произведения тема
социалистического отечества — основная в поэме.
Утверждается она с целевой настойчивостью —
достаточно напомнить о стереотипности концовок 13—15-й
и 17-й глав. Разнообразие картин, интонаций приводятся в «Хорошо!»
к единому патетическому знаменателю. Автор декларирует
собственную приверженность к изображению документальному,
жестко реалистическому, и все же гораздо чаще Маяковский поддерживает
или сам изобретает социальные мифы, неизбежные как выражение
просветительской, футуроцентричной природы его творчества.
Кому
он действительно завидовал, так это поколениям молодым и будущим,
которые могли бы воочию увидеть реализацию поэтовой мечты.
Но и сам он не желал сидеть сложа руки: Маяковский стремился
образовывать, организовывать грядущее, выволакивать его всеми
мыслимыми для себя способами — от агиток
и маршей («Впе- / ред, / вре- /мя! / Вре- / мя, / вперед!»)
до поэм. Понятно, что желаемое нередко принималось за действительное.
Такова последняя глава «октябрьской поэмы». Ее
оптимизм — это оптимизм утопии, по-детски простодушной
(недаром возникают здесь стилевые переклички с «Кем
быть?»), но и напористой, утверждаемой с постоянным
нажимом («Как хо- / рошо!»).
Вопросы и задания
1. Какие
темы и какие формы преобладают в творчестве В. Маяковского
двадцатых годов? Процитируйте один из типовых примеров.
2. Можно ли увидеть
в поэмах «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»
упрощенную «азбуку революции»? Как воспринимаются
эти произведения вами сегодня?
3. Охарактеризуйте
положение автора и доминирующий пафос послереволюционной поэзии
Маяковского. Как по преимуществу он здесь выражается? |