В 1862 г. писатель публикует свой самый
знаменитый роман «Отцы и дети», вызвавший наибольшее количество весьма
противоречивых откликов и критических суждений. Популярность романа у
широкой публики не в последнюю очередь объясняется его острой
злободневностью. События, в нем изображенные, относятся к лету 1859 г.
Это время, когда в ожидании приближающейся отмены крепостного права,
первой «великой реформы» Александра II, особенно накалились страсти в
русском интеллигентном обществе и произошло его размежевание на три
враждебных друг другу лагеря: дворян-крепостников, противников
замышлявшейся реформы; дворянских либералов, или либералов-западников,
ее принципиальных сторонников; и довольно многочисленной группы, в
основном представленной молодыми, демократически настроенными
разночинцами, которые так же, как «крепостники», в целом не
симпатизировали готовящейся реформе, но, в отличие от них, критиковали
ее не «справа», а «слева», считая, что она проводится в интересах не
народа, а государства, пекущегося о своих выгодах.
Тургенев, как
западник-либерал, принадлежал ко второму лагерю. Его отношение к
«крепостнической» партии было последовательно бескомпромиссным: они не
имеют права диктовать условия обновляющейся России. Отношение же его к
партии разночинцев и их позиции было сложным.
С одной стороны, они
привлекали его своими широкими демократическими требованиями, и одно
время он даже видел в них благородных Дон Кихотов, пришедших на смену
вялым дворянским Гамлетам. С другой – писатель отнюдь не считал, что Дон
Кихоты должны вообще вытеснить Гамлетов из русской жизни; он мечтал,
скорее, о союзе просвещенного и культурного дворянского ума с умелым и
«энергическим» действием разночинцев (мысль о том, что нужны и те, и
другие есть и в его докладе «Гамлет и Дон Кихот»). Между тем сами
разночинцы думали по-другому. В ответ на либеральный, и в частности
тургеневский, идеал консолидации лучших сил общества в борьбе с общим врагом они выдвинули свой идеал – идеал конфронтации, противопоставив
себя всему дворянству как таковому, как консервативному, так и
либеральному, а заодно и всей дворянской культуре, считая ее чрезмерно
утонченным, а потому болезненным и чуждым народу продуктом творчества
незнакомых с настоящим трудом людей. Такой точки зрения придерживались
признанные вожди разночинской партии Н. Г. Чернышевский и
Н. А. Добролюбов, с которыми Тургенев, как и многие другие знаменитые
дворянские писатели, сотрудничал в некрасовском журнале «Современник». В
1859 г. в «Современнике» происходит окончательный раскол: под нажимом
разночинцев дворянские писатели (среди них такие значительные авторы,
как А. А. Фет, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович) покидают журнал;
последним в 1860 г. уходит Тургенев.
Все это нашло отражение в романе. Его
главный герой – Евгений Базаров – характерный представитель разночинной
идеологии рубежа 1850–1860 гг. (резкостью своих суждений, а также рядом
внешних примет – высокий рост, бакенбарды – напоминающий Добролюбова).
Его идейными противниками в романе, в соответствии с реальной раскладкой
исторических сил, выведены либеральные дворяне – братья Павел и Николай
Кирсановы. Причем если Николай Кирсанов, подобно Тургеневу, пытается
наладить контакт и найти общий язык с молодым разночинцем, то его брат
Павел, в котором живы аристократические сословные предрассудки, сразу
занимает позицию обороны и нападения. Для Базарова же они, прежде всего,
баре и «феодалы», быт, образ жизни и культура которых, отравленные
«праздностью», подлежат полному и безоговорочному отрицанию. Отсюда
название его идеологической позиции – «нигилизм».
По Тургеневу, в
антидворянской установке Базарова есть своя, очень существенная правда.
Аристократическая надменность, или барская спесь, – вот основная
психологическая черта людей старого иерархического общества, где
«высшие» подавляют «низших», – черта, остро улавливаемая Базаровым с его
разночинным, «плебейским» происхождением. Правоту Базарова, обличающего
«барские» привычки дворян, признают и молодая богатая помещица Анна
Одинцова, которой увлекается Базаров, и его главный враг Павел Кирсанов,
в конце романа разрешающий своему брату Николаю жениться на «неровне» –
мещанке Фенечке. Однако другие стороны базаровского «нигилизма»
Тургенев решительно не принимает. Его не устраивает ни социальный
радикализм Базарова, в котором он видит угрозу европейским нормам
цивилизованного существования, ни его – и это, пожалуй, главное, за что
автор упрекает своего героя, – агрессивно-разоблачительное отношение к
духовным и эстетическим ценностям, выработанным культурой не одного
«праздного» дворянского сословия, но и всего человечества.
По своим
взглядам Базаров, медик по профессии, – убежденный «позитивист»,
сторонник эмпирической науки, с точки зрения которой все, что не
проверено опытом и не имеет опоры в материальных, физических процессах,
включая сюда религию, традиционную философию и искусство, признается
«пустыми» формами человеческого сознания, не нужными для практической
жизни. Для Базарова все, что имеет хотя бы отдаленное отношение к
«духовному» и «возвышенному», определяется бранным в его устах словом
«романтизм». «Романтизмом» объявляются вся поэзия (если Чернышевский и
Добролюбов недолюбливали Пушкина, то тургеневский герой испытывает к
этому имени чувство, близкое к ненависти), музыка, живопись («Рафаэль
гроша медного не стоит»), преклонение перед природой и восхищение ее
красотой и, наконец, любовь, если она понимается как «высокое» чувство,
не сводимое к физиологическим переживаниям.
Конечно, Базаров не просто
разночинец и не просто «позитивист». За этими социальными и
идеологическими масками скрывается не кто иной, как былой тургеневский
кумир – новый «необыкновенный» человек, возвышающийся над обычными
людьми с их рабской привязанностью к условным моральным нормам, образ,
который то возвеличивался писателем в виде цельной личности Андрея
Колосова и его подобий от Павлуши из «Бежина луга» до Инсарова, то
развенчивался как мрачный, холодный и внутренне разорванный
байронический герой, окутанный демонической дымкой.
Поскольку в образе
Базарова и тот, и другой психологический тип оказываются слиты воедино,
постольку за героем, несущим какую-то новую правду, нужную людям,
порабощенным традиционным укладом жизни и бессильным преобразить или
отринуть его, все время проглядывает зловещая фигура демонического
отрицателя, ищущего разрушения ради разрушения и отвергающего все
духовное, потому что оно предполагает покорность Высшему Началу, как бы
оно ни называлось – Богом, Судьбой или Мировой Волей.
Таким образом
устанавливается принципиальная общность двух типов, прежде
представлявшихся Тургеневу противоположными: то, что Андрей Колосов как
цельная личность противостоит байроническому герою как личности
«разорванной», не отменяет того, что в них обоих присутствует сильное
эгоцентрическое начало – фиксация на своем «я» как на основополагающей
ценности. Именно эту черту в личности Базарова отмечает в романе его
друг Аркадий, сын Николая Кирсанова, называя ее – в момент, когда уже
начинает охладевать к так увлекавшим его прежде идеям «нигилизма», –
«бездной базаровского самолюбия». За охлаждением Аркадия к своему другу
стоит охлаждение самого Тургенева к подобного типа личности – личности
новейшего образца, не боящейся бросить вызов Судьбе, от века
предопределившей ход человеческого, в том числе исторического,
существования.
Все попытки Базарова, называющего себя «гигантом»,
встать, опираясь исключительно на силу своего «я», над маленькими
радостями и горестями обыкновенных людей заканчиваются крахом. Сила
Судьбы и сила Традиции оказываются сильнее бунтаря-одиночки. Если героям
с «восточными» душами и героям, сознательно выбравшим аскетический
долг, удается ценой отказа от своего «я» спасти себя, то Базаров гибнет.
Его смерть от случайного заражения, так же как и смерть Инсарова от
чахотки, есть реалистически-бытовое проявление мистического возмездия
Мировой Воли, причем орудием возмездия, как и в повестях, становится
любовь.
Отрицание Базаровым любви как стихии, порабощающей человека,
внешне напоминает отвержение ее людьми долга. Как и для них, для него
человек, «поставивший всю свою жизнь на карту женской любви», как
отзывается он о Павле Кирсанове, долгие годы после смерти своей
«роковой» возлюбленной Нелли Р. продолжающем мечтать о ней и
поэтизировать ее образ, – проявляет постыдную слабость. Но если те
боролись с любовью, отрекаясь от себя и принося жертву, то Базаров
борется с ней, ничем не жертвуя, а, наоборот, все больше замыкаясь в
своем эгоцентризме. Поэтому он не только не спасается от любви, но сам
становится ее жертвой. Он попадает в ловушку любви, разрушающей все его
«нигилистические» теории. Презиравший дворянский аристократизм и
«барство», женскую красоту и «романтическую» поэтизацию любовного
чувства, он неожиданно для самого себя, одновременно возвышенно и
страстно, влюбляется в Одинцову – богачку, аристократку и к тому же
обворожительно красивую женщину. Отказ Одинцовой ответить на его чувства
болезненно ударяет по базаровской гордости, и в какие-то моменты он, к
своему ужасу, видит себя ничтожной частицей огромного мироздания,
законов которого ему – такому же смертному созданию, как и все остальные
люди, – все равно не удастся преодолеть. «…Попробуй отрицать смерть.
Она тебя отрицает, и баста!» – восклицает Базаров, ясно понимая, что
болезнь его прогрессирует и конец неотвратим. Признание, пусть и
подневольное, своей ограниченности пробивает брешь в базаровском
эгоцентризме, и перед смертью он несколько смягчается. Нежность,
граничащая со смирением, слышится в его последних (и, что немаловажно,
по стилю близких «красивой» дворянской речи) словах, обращенных им к
Одинцовой, приехавшей проститься с умирающим: «Дуньте на умирающую
лампаду, и пусть она погаснет». То, что должен был, но до конца так и не
смог понять Базаров, договаривает за него автор в проникновенном
лирическом пассаже, завершающем роман и дающем ключ к пониманию
финальной сцены, изображающей престарелых родителей Базарова, плачущих
на могиле сына.
В этом эпизоде поставлены в связь слезное обращение
базаровских родителей к Богу как Высшей Силе, управляющей всем
существующим, и навеваемая прекрасной в своей умиротворенности природой,
осеняющей могилу Базарова, мысль о «вечном примирении и о жизни
бесконечной». Высший покой нисходит на тех, кто отказался от бунта и
сопротивления, как в социальном, так и в более высоком – метафизическом
смысле, – такова главная идея финала, в которой шопенгауэровская
философия отречения поворачивается, в отличие от финалов предыдущих
романов, не столько своей пессимистической, сколько
просветляюще-примиряющей стороной. Здесь очевидно влияние
гармонического, уравновешивающего крайности пушкинского взгляда на вещи.
От Пушкина идет и пронизывающая весь роман атмосфера приятия и
благословения вечного круговорота жизни, где победителем оказывается не
тот, кто вырывается из него, а тот, кто легко и радостно подчиняется ему
и живет в одном с ним ритме. Из этого «пушкинского» круговорота в
«Отцах и детях» явно выпадают, помимо Базарова, такие психологически
родственные ему герои, как Павел Кирсанов и Одинцова. Все они по-своему
горды, самолюбивы и в силу этого не мягки и не открыты миру, что
проявляется, в частности, в их общей нечувствительности к красоте
природы и искусства. Противостоят же им мягкие, кроткие, не мудрствующие
лукаво герои, не любящие и не умеющие конфликтовать с жизнью как
таковой и, как правило, одаренные эстетическим чувством и живо
реагирующие на красоту окружающего мира.
В противоположность первым,
героям-одиночкам, последние объединены писателем в семейные пары – это
родители Базарова, Николай Кирсанов и Фенечка, Аркадий и Катя, младшая
сестра Одинцовой. Три счастливые семейные пары, относящиеся,
соответственно, к старшему, среднему и младшему поколению, символически
выражают идею мирного течения жизни, всегда прокладывающей себе дорогу в
обход крайних, взрывных и разрушительных по результатам решений,
которые скорее мешают, чем помогают движению вперед. Так, с опорой на
Пушкина, в «Отцах и детях» утверждается тургеневский либеральный идеал
срединного пути и, одновременно, находит разрешение болезненный конфликт
между Историей и Вечностью, гуманистическим радикализмом и Традицией,
свойственный прежним романам. |