В романе «Накануне» Тургенев создает
образы героев, чья связь с Традицией, предполагающей зависимость
человека от Судьбы или Бога, уже не столь прочна, поскольку почти
полностью заменена в их сознании идеей служения иному богу – богу
исторического прогресса, требующего не внутреннего преобразования
личности, а ее самореализации вовне путем совершения общественно
значимых поступков.
Такими героями в романе являются пришедшие на смену
рефлексирующим и не знающим жизни дворянским «гамлетам» разночинец
Инсаров, болгарин, фанатически преданный идее освобождения своей родины
от турецкого владычества, и его духовная сподвижница русская девушка
Елена Стахова, потомственная дворянка, ставшая против воли родителей его
женой, променяв жизнь «для себя» в довольстве и богатстве на полную
лишений и опасностей жизнь «для других», тех, кто страдает от
общественной несправедливости.
В психологическом плане характеры
Инсарова и Елены есть достаточно парадоксальное соединение типа Дон
Кихота, энтузиаста и альтруиста, готового принести себя в жертву во имя
идеала, и нового типа цельного человека вроде Андрея Колосова, не
знающего расхождения между словом и делом, а также чувством и долгом и
стоящего выше традиционной этики, настаивающей на подобном расхождении
как на необходимом условии нравственности. За выбором Елены,
последовавшей за новым Дон Кихотом Инсаровым, стоит, по Тургеневу,
исторический выбор самой России, ждущей своего – русского Инсарова,
способного повести ее, отсталую страну, давно нуждающуюся в коренных
социальных преобразованиях, по пути общечеловеческого прогресса. Время
действия романа – 1853 г. – год начала Крымской войны, трагическая
неудача которой стала прологом и «кануном» александровских
реформационных преобразований.
Как тип «настоящего» деятеля и
потенциально героической личности, Инсаров противопоставлен героям
меньшего масштаба, каждый из которых также претендует на сердце Елены и
символически представляет определенную сферу общественной или духовной
жизни России того времени. Елена последовательно отказывает всем своим
«женихам» – скульптору Шубину, историку и философу Берсеневу и крупному
правительственному чиновнику Курнатовскому, потому что стоящие за ними
сферы искусства, гуманитарной науки и, тем более, «охранительной»
деятельности николаевского правительственного аппарата, несмотря на все
различия между ними, одинаково неактуальны для данного исторического
момента.
Инсаров довольно сух и не восприимчив к красоте искусства (в
отличие от Шубина), не очень образован (в отличие от университетского
профессора Берсенева), зато у него есть то, чего нет у них: сила духа,
целеустремленность, вера в победу и свое право осуществить то, к чему
он, как недвусмысленно дает понять читателю автор романа, призван самим
духом Истории, незримо, но неуклонно движущейся к новым, более
совершенным формам жизни. Инсаров – фигура, сознательно
идеали-зированнная автором; как персонаж он получился не очень живым
именно потому, что изначально был задуман как герой-образец.
Своим
романом Тургенев как будто задавал вопрос реальным русским разночинцам:
таковы ли они, как его идеальный Инсаров? И, судя по концовке романа
(когда один герой на прямо заданный ему вопрос другого: возможны ли
русские Инсаровы? – не дает никакого внятного ответа), у него были
определенные сомнения на этот счет. Обыкновенно тургеневским скепсисом в
отношении возможности (по крайней мере, скорого) социального
возрождения России объясняют и неожиданную раннюю смерть главного героя
романа. Инсаров умирает на руках у Елены в гостиничном номере в Венеции,
так и не успев доехать до Болгарии, где он собирался стать во главе
антитурецкого восстания.
В обстоятельствах смерти Инсарова нет ничего
героического, как вполне обыденна и его болезнь, приведшая к ней:
скоротечная чахотка, развившаяся из обычной простуды. Однако скепсис
Тургенева имеет не только социально-историческую, но и более глубокую –
философскую подоплеку. В данном случае это опять шопенгауэровский
пессимизм, направленный против «оптимистической» идеи исторического
развития. Спрашивая себя, за какую «вину» Инсаров наказан смертью, а она
сама – утратой любимого человека, Елена не находит ни за собой, ни за
ним исторической вины.
Действительно, перед Историей они
абсолютно правы, они – выразители и вестники ее живого, беспокойного
духа, духа вечного обновления. Но существует, как догадывается Елена,
какая-то другая вина. Ее-то и выдвигает Тургенев в качестве главной
причины смерти своего героя. Он виноват, как виновата и Елена, в том,
что оба они бросили вызов Мировой Воле, а значит, и Традиции,
призывающей покоряться ее законам. Покорности они противопоставили
волевой активизм, основанный, несмотря на его внешне жертвенный
характер, не на отречении от своего «я», а на переоценке его способности
перестраивать мир в соответствии со своим – ограниченно человеческим –
представлением о должном.
Караются герои и за попытку соединить
эгоистическое «счастье» чувственного наслаждения в любви и «долг»
самоотверженного служения ближним. «Долг» есть «долг», это, по
Шопенгауэру, форма аскезы, поэтому никакие компромиссы с личным
«счастьем» здесь невозможны. Сделав ставку на любовь, Елена и Инсаров,
как и герои «любовных» повестей, обрекли себя на страдания и гибель.
«Я
искала счастья, – пишет Елена в прощальном письме родителям, – и найду,
быть может, смерть». Верная делу и идеалам своего мужа, она собирается
уехать в Болгарию и стать там сестрой милосердия. Но случилось ли это –
неизвестно. Тургенев дает намек, что, возможно, и ее настигло возмездие
Мировой Воли, и «уже кончилась маленькая игра жизни, кончилось ее легкое
брожение», – это последнее, что сказано в романе о Елене. |