В последнем романе «Новь» Тургенев опять проявляет живой интерес к
событиям современной истории. На этот раз предметом изображения
становится народническое движение 1870-х годов. Действие романа
происходит в 1868 г., когда появляются и начинают активно
функционировать первые народнические кружки, в которых вырабатывалась
тактика мирного хождения интеллигенции в народ, а также подготавливался
ряд акций по возбуждению народного гнева и неповиновения властям.
Разочарованный в идеале Героя, Тургенев достаточно скептически относился
к планам и деятельности народников, политическая программа которых во
многом строилась на концепции Героя-лидера, призванного вести за собой
непросвещенную толпу, вдыхая в нее энергию ненависти к существующему
положению вещей. Таким бунтарем-фанатиком, безоглядно преданным идее
скорейшего освобождения народа и готовым ради ее торжества все сокрушить
на своем пути, выведен в романе народник Маркелов, тип выродившегося
Дон Кихота. Характерный для народнической среды тип «кающегося»
дворянского интеллигента, сознающего свою вину перед народом, но
неспособного проникнуться его жизнью и болезненно переживающего свою
оторванность от него как в социальном, так и в культурном отношении,
представлен в образе Нежданова, имеющего много общих черт с героями,
относимыми Тургеневым к типу образованных и утонченных, но слишком
пестующих свое «я», самозафиксированных дворянских Гамлетов.
Самоубийство Нежданова в конце романа символически выражает глобальную
неудачу всего народнического движения, которое, по мнению писателя, было
обречено с самого начала. Тем не менее, по-человечески, представители
оппозиционной интеллигенции в «Нови» пользуются большей симпатией
Тургенева, чем это было в «Дыме». Здесь они изображаются не как
зеркальное отображение «консервативной» партии, а как люди, безусловно,
обладающие рядом моральных преимуществ по сравнению с их идейными
врагами – дворянскими аристократами. Резко сатирическому освещению
подвергаются в «Нови» ультраконсерватор, убежденный монархист
Калломейцев и близкий ему по взглядам, хотя и маскирующийся под
здравомыслящего и гуманного либерала богач и аристократ Сипягин. Это
люди, дорожащие своим благосостоянием и положением в обществе и готовые
силой защищать свои привилегии от тех, кто пытается обратить их внимание
на существование бедных и обездоленных. В отличие от
дворян-аристократов, народники открыты страданиям несчастных, сознают
всю тяжесть и бедственность их положения и изо всех сил стремятся к
тому, чтобы изменить и улучшить его. В этом, но только в этом, по
Тургеневу, заключается правда народнического движения. Примечательно,
что даже к популярной в народнических кругах идее жертвования собой во
имя страдающих масс писатель, всегда благоговевший перед людьми,
способными на отречение от своего «я», от своих личных интересов ради
служения ближнему и Высшему, относится по меньшей мере двойственно, –
возможно, как раз потому, что не считает Высшим то, ради чего в данном
случае эта жертва приносится. Недаром Марианна, главный женский персонаж
романа, народнический вариант страстной и цельной «тургеневской
девушки», мечтающей о жертвенном подвиге, в конце концов отказывается от
идейной дружбы и любовного союза с народником Неждановым и становится
женой Соломина – героя, воплощающего, по Тургеневу, единственно верный
путь дальнейшего социального и культурного развития России. Соломин так
же остро враждебно относится к консерваторам, как и сами народники,
однако их тактике, основанной на таких внешних, с его точки зрения,
эффектах, как бунт и жертва, предпочитает медленное культурное
строительство, обучение русских крестьян и рабочих навыкам честного,
ответственного труда и через это повышение их самосознания и общей
степени цивилизованности. Звучит в «Нови», хотя значительно глуше, чем в
других романах, и тема Вечности, стоящей за Историей и открывающей за
пестрым веером фактов и событий всегда один и тот же универсальный узор
борьбы жизни и смерти, роста и разложения, возбуждения и спада. Как и в
«Дыме», темная Вечность действует в романе через иррациональную силу
любви: Нежданов убивает себя не только осознав крах дела, которому
служил, но и потому, что теряет ушедшую от него к Соломину Марианну;
темная стихия болезненной страсти к Нежданову проходит через всю жизнь
революционерки-народницы Машуриной, продолжающей и после его смерти
хранить память о нем и, как идолу, поклоняться его фотографическому
портрету… |