Поэтика «Записок»
включает в себя различные по происхождению эстетические слои. По
многочисленным внешним приметам художественного порядка тургеневский
цикл – типичное произведение натуральной школы, наиболее осязаемо
выразившее ее ориентацию на «научную» парадигму.
По жанру «Записки
охотника» – серия очерков, как и знаменитый сборник 1845 г. «Физиология
Петербурга», литературный манифест «натурального» направления, в котором
впервые в русской литературе были предложены образцы «физиологического»
описания, восходящего к французским «Физиологиям», изначально
задуманным как художественные аналоги дотошных и беспристрастных
«научных» описаний подлежащего изучению природного объекта.
«Физиологической» стилистике отвечает в «Записках» уже сама фигура
охотника, представляемого в качестве непосредственного очевидца событий,
фиксирующего их, как и положено очеркисту, с протокольной,
«фотографической» точностью и минимумом авторской эмоциональной оценки.
Ярко «физиологичны» у Тургенева также портретные и пейзажные описания –
непременная часть общей стилевой композиции каждого очерка. Они
«по-научному» подробны, обстоятельны и мелочно детализированы, – в
полном соответствии с требованиями «микроскопического» метода
натуральной школы, когда описываемый объект изображался как бы увиденным
сквозь микроскоп – во всех многочисленных мелких подробностях своего
внешнего облика.
По словам К. Аксакова, Тургенев, описывая внешность
человека, «чуть не сосчитывает жилки на щеках, волоски на бровях».
Действительно, тургеневский портрет едва ли не избыточно подробен:
даются сведения об одежде героя, форме его тела, общей комплекции, при
изображении лица детально – с точным указанием цвета, размера и формы –
описываются лоб, нос, рот, глаза и т. д. В пейзаже та же утонченная
детализация, призванная воссоздать «реалистически» правдивую картину
природы, дополняется массой сведений специального характера.
Справедливо мнение, что на птиц автор
«Записок охотника» смотрит как орнитолог, на повадки собак – как
кинолог, на жизнь растений – как ботаник.
Вместе с тем в тургеневском портрете и
пейзаже, несмотря на всю их бросающуюся в глаза «реалистическую»
натуральность, скрыто присутствует другая – романтическая традиция
изображения природы и человека. Тургенев словно потому и не может
остановиться в перечислении особенностей внешнего облика персонажа, что
изображает не столько разновидность порожденного «средой» определенного
человеческого типа, как это было у авторов «Физиологии Петербурга»,
сколько то, что у романтиков называлось тайной индивидуальности. Средства
изображения – в позитивистскую эпоху – стали другими: «научными» и
«реалистическими», предмет же изображения остался прежним.
Герои
«Записок охотника», будь то крестьяне или дворяне, «западники» или
«восточники», не только типы, но и всякий раз новая и по-новому живая и
таинственная индивидуальная душа, микрокосм, маленькая вселенная.
Стремлением как можно более полно раскрыть индивидуальность каждого
персонажа объясняется и такой постоянно используемый в очерках прием,
как «парная композиция», отразившийся в том числе и в их названиях
(«Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Чертопханов и Недопюскин»), и
прием сравнения героя с «великой личностью».
Точно так же и природа в
«Записках охотника» имеет свою душу и свою тайну. Тургеневский пейзаж
всегда одухотворен, природа у него живет своей особой жизнью, часто
напоминающей человеческую: она тоскует и радуется, печалится и ликует.
Та связь между природным и человеческим, которую открывает Тургенев, не
имеет «научного» подтверждения, зато легко может быть истолкована в духе
воскрешенной романтиками (прежде всего иенскими и
романтиками-шеллингианцами) архаической концепции взаимосвязи
человеческого микро– и природного макрокосма, согласно которой душа
каждого человека таинственными нитями связана с разлитой в природе
Мировой Душой.
Очевидной данью этой концепции является у Тургенева прием
психологического параллелизма, когда определенное состояние, в котором
оказывается «душа» природы, прямо соотносится с аналогичным по
внутреннему наполнению состоянием души героя. Психологический
параллелизм лежит в основе композиции таких очерков, как «Бирюк»,
«Свидание», отчасти «Бежин луг». Он же, можно сказать, определяет и
общую композицию цикла, открывающегося человеческим очерком «Хорь и Калиныч» и завершаемого полностью посвященным природе очерком «Лес и степь» (с тем же принципом «парности» в названии).
В поэтике «Записок охотника» очевидны
знаки уже начавшейся переориентации Тургенева с гоголевской
«отрицательной» стилистики на «положительную» пушкинскую. Следование
Гоголю в кругах сторонников натуральной школы считалось нормой:
писатель, изображающий грубую правду жизни, должен хотя бы в какой-то
мере быть обличителем. Обличительная тенденция чувствуется в откровенно
«социальных» очерках тургеневского цикла, где четко распределены
социальные роли персонажей и «отрицательным» даются, как правило,
значимые фамилии (Зверков, Стегунов и др.). Но основная тургеневская
установка все-таки не обличительная. Ему ближе пушкинское стремление к
примирению противоречий при сохранении яркой индивидуальности
изображаемых характеров. Не только «научная» объективность, не только
либеральная идея уважения прав личности, но и пушкинская «эстетика
примирения» заставляют Тургенева с равной заинтересованностью и
доброжелательным вниманием изображать жизнь крестьян и дворян,
«западников» и «восточников», людей и природы. |