Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна
есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о
перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять
особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении
близкой темы, характеров персонажей и их бытования.
Рассказ "Тапер” Чехова был впервые напечатан в журнале "Будильник”
(1885, № 45). Без изменения "Тапер” вошел в сборник "Первые рассказы”
(Спб., 1886), но в Собрание сочинений Чехов его не включил.
Главный герой рассказа — спивающийся тапер, бывший студент
консерватории Петр Рублев. Когда-то он подавал надежды, но жизнь его не
сложилась: "Ехал в Москву за две тысячи верст, метил в композиторы и
пианисты, а попал в таперы...” У него "необыкновенно острые, словно
воспаленные глаза”, "бледное... испитое и поношенное лицо”. Он понимает
всю унизительность своего положения: "Тапер, прислуга... официант,
умеющий играть!”, привык к грубости заказчиков: "У купцов тыкают и на
чай дают, и... нисколько не обидно!.. Прежде, действительно, больно
было, а теперь — плевать!”
Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника
Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у
него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как
оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает. Когда
барышне объясняют, что ее собеседник тапер ("...подплывает толстая
пава... и что-то шепчет ей на ухо...”), она "вспыхивает, хватается за
щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля...”. Некоторое время Рублев
пытается держать себя в руках, "закатывает вальсы, кадрили-монстры да
гремучие марши”, но вдруг с ним случается истерика, и его выпроваживают
из дома. Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об
этом "скандале” своему соседу-писателю (от его лица ведется
повествование), такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева настигает
второй приступ.
Этот рассказ не относится к самым знамениты произведениям Чехова, но
в нем нашла свое отражение одна из важных проблем чеховского творчества
— неожиданный протест человека против окружающей его жизни. Основа
сюжета "Тапера” — приступ душевной болезни у главного героя — получила
свое развитие в одном из лучших и наиболее известных рассказов Чехова —
рассказе 1888 года "Припадок”.
Спустя пятнадцать лет после чеховского "Тапера” был опубликован в
газете "Одесские новости” (1900, 25 декабря) одноименный рассказ
Куприна. Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания,
на реальном факте.
Действие "Тапера” происходит на празднике Рождества в хлебосольном
московском доме Рудневых. Хозяин дома Аркадий Николаевич Руднев обычно
приглашал на елку оркестр Рябова, но в тот год он опоздал с заказом. С
трудом найденный тапер оказывается четырнадцатилетним "бледным, очень
худощавым мальчиком в подержанном мундирчике”. Одним из гостей Рудневых
был Антон Григорьевич Рубинштейн. Аркадий Николаевич обращает его
внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался игрой Юрия
Агазарова (таково имя тапера). Рассказ заканчивается так: "Реалист в
поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из
талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще
раньше успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни
мученика и триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех
священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную
рождественскую ночь его великий учитель”.
Итак, мы видим, что рассказы-"тезки” совершенно различны по
направлению, общему тону. Если у Петра Рублева все позади, то у Юрия
Агазарова, напротив, все впереди. Финал чеховского рассказа открыт, но
реален лишь один вариант дальнейшей судьбы главного героя: Рублев
сопьется окончательно. Рассказ пронизан безысходностью, тоской по
утраченным надеждам ("...какая из меня дрянь вышла...”). "Тапер” Куприна
— рассказ о реализовавшемся таланте, сбывшихся надеждах.
Действие рассказа Чехова происходит на фоне, впечатление от пошлости
которого усиливает трагизм судьбы главного героя. Жених Присвистовой —
"парвеню и мовежанр, свинья в ермолке и моветон”, и свадьба совершается
потому, что "папаше с дочкой манже и буар хочется”. Сам Присвистов груб;
барышня, с которой беседует Петр, не понимает ничего в музыке, но судит
о ней с апломбом знатока. Столь же грубы и ограничены гости на свадьбе.
Особенно нелепы претензии этих персонажей на аристократизм. Под стать
общему настроению рассказа и описание погоды: "На улицах грязища, дождь,
туман...” "Тапер” Куприна начинается с обширной экспозиции, занимающей
почти треть текста. Автор представляет нам членов счастливой семьи
Рудневых: двенадцатилетнюю Тиночку Рудневу, Лидию Аркадьевну и Татьяну
Аркадьевну, Аркадия Николаевича и его жену Ирину Алексеевну. На елке к
Юрию относятся совсем не как к "официанту, умеющему играть”, все (кроме
разве что "противной гордячки” Лидии) сопереживают ему, принимают
участие в его судьбе. Рассказ завершается эффектным "happy end”.
Рассказ Чехова весьма характерен для его творческой манеры:
отсутствие фабулы, открытый финал, лаконичность в описании быта.
Чеховский рассказ немного короче, но нельзя сказать, что он уже: в своих
ранних рассказах Чехов умел облекать серьезное и глубокое содержание в
малые формы. Петр Рублев — типичный чеховский персонаж, тип идеалиста,
"точно знающего, что хорошо, ради чего стоит жить, но при этом все
глубже тонущего в грязи надоевшего существования”. "Тапер” Куприна
близок к очерку, и автор всячески подчеркивает это сходство. Авторское
примечание: "Рассказ наш относится к 1885 году. Кстати заметим, что
основная фабула его покоится на действительном факте, сообщенном автору в
Москве М. А. 3-вой, близко знавшей семью, названную в рассказе
вымышленной фамилией Рудневых”, что придает рассказу особое очарование. В
отличие от "Тапера” Чехова, жизнеутверждающий купринский рассказ мы с
полным правом можем назвать занимательной новеллой.
Как мы видим, сравнительный анализ всего двух одноименных рассказов
Чехова и Куприна дает нам богатый материал для изучения особенностей их
творчества.
|