Классическая трагедия с тремя единствами и
александринским стихом после Озерова умерла, но классическая комедия выжила и
даже пережила возрождение. Однако за единственным, хотя и великим, исключением
(комедия Грибоедова), она не создала ничего, сравнимого с лучшими комедиями
XVIII века.
Авторы писали для театра и для сегодняшнего дня – а не для
литературы и для вечности. Некоторые из их комедий забавны, особенно те, где
авторы (все без исключенияклассицисты и консерваторы) осмеивали карамзинистов и
романтиков (напр., Липецкие воды Шаховского и Студент
Грибоедова), но все они откровенно и без претензий незначительны. Пустота и
отсутствие серьезных литературных интересов во всем этом комедийном мире
замечательно изображена в Литературных и театральных воспоминаниях
Аксакова.
Главные лица театра в то время – разносторонний и плодовитый
князь Александр Шаховской (1777–1846); Михаил Николаевич Загоскин (1789–1852),
ставший впоследствии более известен как «русский Вальтер Скотт»; Николай Иванович
Хмельницкий (1789–1845); Александр Иванович Писарев (1803–1828), лучший из них
знаток сцены и близкий друг Аксакова. Хмельницкий и Писарев писали в основном
водевили – жанр, увлечение которым в России началось в 1820 г. и достигло
апогея в 1840-м. Грибоедов в своих ранних комедиях был всего лишь поставщиком
умело скроенных пьес, у которых на удивление мало общего с великой комедией,
сделавшей его классиком, почти сравнимым с Пушкиным.
|