Русский роман так и прозябал до самого 1829 г., когда
вдруг на писание романов вспыхнула мода. В этом году небезызвестный Фаддей
Булгарин выпустил свой назидательный плутовский роман Иван
Выжигин, побивший рекорды распродажи; в этом же году Михаил Николаевич
Загоскин (1792–1853), известный как комедиограф, выпустил первый русский роман
в вальтерскоттовском стиле – Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.
Это история из Смутного времени, когда поляки взяли Москву, и национальные силы
одержали над ними победу. Несмотря на традиционность, на недостаток истинного
исторического колорита, на грубый национализм и на картонную психологию, это в
своем роде очень хорошее чтение. Он имел немедленный и громкий успех и около
ста лет оставался заслуженно популярным у не очень привередливых читателей. Юрий
Милославский установил моду на исторические романы в духе Вальтера Скотта,
и в течение десяти-пятнадцати лет в России их появилось очень много.
Романы Загоскина, написанные позднее в том же
официально-патриотическом духе, никогда не достигали популярности первого. Все
другие романисты были слабее Загоскина, за исключением Ивана
ИвановичаЛажечникова (1792–1869), который считается лучшим из русских вальтерскоттистов.
Три его романа – Последний новик (1831), Ледяной дом (1835)
и Басурман (1838) – можно читать и сегодня с большим удовольствием,
чем того же Юрия Милославского. Лажечников лучше знает прошлое. Его
герои сложнее и живее, его моральное чувство, такое же четкое, как у Загоскина,
менее условно и более великодушно. Все романы Лажечникова, как и Загоскина,
дышат патриотизмом, но, в отличие от Загоскина, его патриотизм менее ограничен,
совместим с чувством справедливости, ненавистью к тирании и с высоким чувством
человеческого достоинства.
Романтизм другого рода проглядывает в сочинениях Алексея
Перовского (1787–1836), писавшего под псевдонимом Антоний Погорельский,
единственного человека из партии поэтов и дворян, ставшего известным только
благодаря своей художественной прозе. Главное его произведение – Монастырка
(1828). Это прелестная юмористическая (хотя и довольно неловко написанная)
картина нравов провинциального украинского дворянства, с идеальной, наивной, но
отважной героиней (слегка напоминающей Софию Вестерн) и с довольно сложной и
неправдоподобной интригой. Роман написан под явным влиянием Филдинга, но есть в
нем примесь мягкого домашнего романтизма. В своих рассказах Погорельский
романтичнее и фантастичнее. Лучший из них, Черная курица, просто
восхитителен. Зависимость его от гофманского Щелкунчика так же очевидна,
как зависимость Монастырки от Тома Джонса. Толстой отмечает этот
рассказ, как произведший на него в детстве сильнейшее впечатление.
Самым блестящим из романистов этой поры был Александр
Александрович Бестужев (1797–1837). Он был драгунским офицером и вместе с
Рылеевым издавал альманах Полярная звезда. Был декабристом и в 1826 г. был
приговорен к ссылке в самую отдаленнуючасть Сибири. В 1829 г. был
переведен на Кавказ солдатом. Там ему удалось вернуться к литературной
деятельности; его лучшие и самые известные романы были опубликованы в начале
тридцатых годов под псевдонимом А. Марлинский. На войне он вскоре был
замечен, ибо проявлял исключительную храбрость. Он был представлен к повышению
в чине и к Георгиевскому кресту, но в том же году был обвинен в убийстве своей
любовницы, и, хотя вина его не была доказана, представление было задержано.
Происшествие это оставило тяжелый след в его душе. Он перестал писать и потерял
всякий интерес к жизни. B 1837 г.
он был убит: при штурме Адлера (на Черном море) он был буквально изрублен
черкесами.
Бестужев был поэт
немалого таланта. Но читателей тридцатых годов пленили его романы и рассказы.
Его манера письма, при всей ее театральности и поверхностности, была несомненно
блестящей. Его искрящееся словесное воображение очень выделяет его на несколько
сером фоне Загоскина и Погорельского. Особенно блестящи его диалоги –
постоянная «игра в волан» едкими эпиграммами и острыми репликами. Его поверхностно
страстные герои с их байронической позой немногого стоят. Но повествование
увлекательно, и стиль все время держит читателя в напряжении. Лучший его роман,
Аммалат Бек (1831), происходит на фоне войны на Кавказе. В романе
есть поразительные песни горцев о смерти, которым нет равных на русском языке.
|