40-е годы XIX в.
в отечественном литературном движении стали временем прорыва к новым
эстетическим горизонтам, временем сложного взаимодействия различных
идейно-художественных систем и типов авторского сознания при доминировании
ведущей тенденции – росте реалистических начал в прозе и поэзии.
Вопрос о прошлом,
настоящем и будущем России, о путях ее развития и роли во всемирной истории, в
человеческом сообществе разделил образованное меньшинство на славянофилов и
западников.
Литературный процесс начала 40-х годов отмечен противоречивыми
устремлениями писателей в освоении того или иного типа художественного
сознания. Романтизм еще не утратил своего художественного потенциала.
Первоначально Белинский в
полемическом задоре использовал словосочетание, рожденное в стане литературных
и идейных противников. Ф. Булгарин, редактор газеты «Северная пчела» и
журнала «Сын Отечества», язвительно адресовал его авторам, объединившимся для
издания альманахов «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник».
1840-е годы – время расцвета русской литературной критики. До 1840-х годов
русская критика вырабатывала теоретические, философские основы для оценки
литературных явлений и текущего историко-литературного процесса.
Творчество Герцена
приходится на 1840–1860-е годы. Среди своих современников – писателей,
составивших славу русской литературы XIX в., – Герцен занимает особое
место.
Незаконнорожденный сын
родовитого и богатого русского дворянина И. А. Яковлева и немки
Л. Гааг (что объясняет секрет его искусственной немецкой фамилии), Герцен
получил достаточно хорошее домашнее воспитание, с детства помимо русского знал
немецкий и французский языки.
Опыт жизни и
интеллектуальные поиски Герцена 1830-х годов нашли отражение в первом его
опубликованном художественном произведении – повести «Записки одного молодого
человека» (1841).
В 1841 г., после
перлюстрации одного письма Герцена, его вновь высылают из Москвы – на этот раз
в Новгород. Вторая ссылка была много короче первой, длилась всего год, но
именно в Новгороде происходит новый, очень существенный скачок в духовной
эволюции Герцена.
В 1845–1846 гг.
Герцен публикует роман «Кто виноват?», написанный в новом, «натуральном» ключе
и в идейном и стилевом отношениях очевидным образом примыкающий к гоголевской
обличительной традиции.
Вслед за романом «Кто
виноват?» Герценом были написаны повести «Сорока-воровка» (1846) и «Доктор
Крупов» (1846), по-своему развивающие проблемы, затронутые в романе.
Писатель разочаровался не только во французской революции, на
которую, подобно многим западникам-либералам, возлагал огромные надежды, но и в
своей западнической вере в Европу как очаг мировой цивилизации и носительницу
идеи общечеловеческого прогресса.
Свои новые мысли и свое
смятение, вновь давшее пищу кругу пессимистических переживаний, Герцен выразил
в написанной по следам революционных событий книге философско-публицистических
очерков и диалогов «С того берега» (1848–1850).
Духовный кризис Герцена,
вызванный событиями французской революции, в начале 1850-х годов был усугублен
событиями личного порядка. Страшный моральный удар нанесло Герцену увлечение
его жены Натали другом их семьи.
Переживания конца 1840-х –
начала 1850-х годов своеобразно преломились в написанной в 1851 г. повести
«Поврежденный». В ней, как можно предположить, Герцен дает отстраненное или,
точнее, завуалированное изображение своего духовного кризиса и пытается
нащупать его причины.
Разочарованный в Европе и
европейской системе ценностей, Герцен с начала 1850-х годов – и чем дальше, тем
определеннее – обращает свои взоры к России, отныне связывая с ней и только с
ней (как бы в пику не оправдавшей его надежд Европе) свои, не уничтоженные до
конца революцией 1848 г. чаяния и упования на грядущее преображение мира.
С 1852 г. Герцен работает
над главным трудом своей жизни – огромной мемуарной эпопеей «Былое и думы». В
общей сложности работа над книгой заняла более полутора десятилетий: последние
части писались в конце 1860-х годов и были опубликованы уже после смерти
писателя, наступившей в 1870 г.
Свой творческий путь
Тургенев, один из крупнейших писателей-прозаиков XIX в., начал в 1840-е
годы. Обычно это десятилетие определяется как время торжества художественных
принципов натуральной школы, решительно порвавшей с эстетикой романтизма и
заложившей основы, с опорой на творческие достижения Пушкина, Лермонтова и
Гоголя, классического русского реализма.
В 1847 г. Тургенев
пишет и публикует в журнале «Современник» очерк «Хорь и Калиныч» – первую
ласточку будущего знаменитого цикла «Записки охотника», вышедшего отдельным
изданием в 1852 г.
Сходным образом и поэтика
«Записок» включает в себя различные по происхождению эстетические слои. По
многочисленным внешним приметам художественного порядка тургеневский цикл –
типичное произведение натуральной школы, наиболее осязаемо выразившее ее
ориентацию на «научную» парадигму.
В 1850-е годы формируется
тип «любовной» тургеневской повести – одного из важнейших жанров в творчестве
писателя. К характернейшим образцам этого жанра относятся: «Затишье» (1854),
«Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), «Фауст» (1856), «Ася» (1859),
«Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872).
В 1856 г. публикацией
романа «Рудин» Тургенев открывает серию произведений, написанных в этом новом
для него жанре. За «Рудиным» последовали «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне»
(1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877).
В
«Рудине», первом романе «николаевской» трилогии, изображается период конца
1830-х (может быть, самого начала 1840-х) годов – время интенсивного увлечения
русской интеллигенции классической немецкой, главным образом гегелевской,
философией, в которой молодые искатели истины видели ключ к разрешению всех
мировых проблем и, в частности, проблем русской жизни.
Следующий роман о
«николаевской» эпохе «Дворянское гнездо» посвящен времени, когда западническая
картина мира в сознании достаточно большой части русской интеллигенции, и
Тургенев здесь не исключение, стала если не вытесняться, то в некоторых
существенных пунктах активно корректироваться славянофильской.
В
романе «Накануне» Тургенев создает образы героев, чья связь с Традицией, предполагающей
зависимость человека от Судьбы или Бога, уже не столь прочна, поскольку почти полностью
заменена в их сознании идеей служения иному богу – богу исторического прогресса,
требующего не внутреннего преобразования личности, а ее самореализации вовне путем
совершения общественно значимых поступков.
В
1862 г. писатель публикует свой самый знаменитый роман «Отцы и дети»,
вызвавший наибольшее количество весьма противоречивых откликов и критических
суждений. Популярность романа у широкой публики не в последнюю очередь
объясняется его острой злободневностью.
После публикации «Отцов и детей» начинается
кризисная полоса в жизни Тургенева. Его, призывавшего к духовному примирению и
социальной консолидации, объявили своим врагом как консерваторы, обвинив в
потворстве бунтующей молодежи...
Этюдом «Довольно!»
Тургенев предполагал завершить свою писательскую карьеру и никогда больше не
браться за перо. Однако уже через два года он публикует новый роман «Дым».
В
последнем романе «Новь» Тургенев опять проявляет живой интерес к событиям
современной истории. На этот раз предметом изображения становится народническое
движение 1870-х годов.