ДРАМА (от греч. drama —
действие).— 1. Род литературы, один из трех, наряду с эпосом (см.) и лирикой (см.).
Основу Д., как на это указывает изначальный смысл слова, составляет действие (см.).
В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение жизни
— через события, поступки, столкновения героев, борьбу, т. е. через явления,
составляющие внешний мир. Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся
событии (или системе событий), в Д. предстает в качестве живого,
развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия,
показанного через конфликты (см.) и в форме диалога (см.).
Из отмеченных отличий не
следует делать вывода о преимуществе одного литературного рода над другим,
хотя превосходство эпического произведения, охватывающего более широкий круг
событий, может показаться на первый взгляд очевидным. Д. достигает
эмоционального и эстетического воздействия своими, только ей присущими
художественными средствами. Не имея другой возможности, кроме как говорить «от
себя», драматург переносит центр тяжести на изображение самого процесса
действия, делая зрителя (или читателя) живым свидетелем происходящего: герои Д.
должны характеризовать себя своими поступками, речами, вызывать в зрителе
сочувствие либо негодование, уважение или презрение, тревогу или смех и т. д.
Позиция драматурга
проявляется в самом принципе отбора явлений жизни для сценического действия.
Характер этого отбора и показывает зрителю отношение автора к действующим
лицам и событиям.
Особенно сильное
эмоциональное воздействие Д. оказывает в том случае, если она ставится в
театре, где актеры своим искусством придают драматическим персонажам облик
живых людей. Перед зрителем предстает сама жизнь, только происходящие на сцене
события не случаются, а разыгрываются. В театральном представлении сочетаются
самые различные виды искусства: поэтическое слово и музыка, живопись и
архитектура, танец и мимика и т. д. Оно — результат общих творческих усилий
драматурга, актера, режиссера, художника-оформителя, музыканта, вплоть до
машиниста сцены. В том, что Д. выявляет заложенные в ней огромные возможности
эмоционального и эстетического воздействия лишь в синтезе с другими видами
искусства, состоит важнейшая особенность ее как литературного рода.
Сценическое назначение Д.
диктует ей специфические литературные признаки: особенности выбора и
построения сюжета, своеобразие обрисовки характеров, композиционное членение.
Рассчитанная на коллективное эмоциональное воздействие, Д. стремится
взволновать зрителя особой остротой конфликтов, напряженностью борьбы, которую
ведут друг с другом люди, когда сталкиваются их интересы. «Драма родилась на
площади и составляла увеселение народное»,— писал А. С. Пушкин.
Напряженность и сосредоточенность
драматических характеров требует от драматурга особой строгости в ведении
сюжета: действие в Д. должно быть целенаправленным, как и поведение ее героев,
связным и стройным как в главных частях, так и в мельчайших деталях. Такое
требование к драматическому сюжету получило название «единства действия». В.
Белинский указывал: «Действие драмы должно быть сосредоточено на одном
интересе и быть чуждо побочных интересов... в ней все должно быть направлено
к одной цели, к одному намерению».
Наиболее решительно на
единстве действия настаивали классицисты, возводя его, наряду с единством места
и времени, в знаменитое правило о трех единствах (см. Классицизм). Но единство
действия в Д.— это не только его логичность, стройность, как полагали классицисты,
это — шире — его концен-трированность, напряженность, какими бы средствами они
ни достигались, в соответствии с законами сцены (см. Действие, Сценичность). Вот
почему в Д. наиболее последовательно прослеживается трехчленное развитие
сюжета: завязка — развитие действия (включая кульминацию) — развязка. Чаще
всего внешним выражением последовательности течения драматического действия
является членение Д. на акты (см.), в каждом из которых запечатлена какая-то
фаза развертывающегося конфликта.
Единство действия не
обязательно предполагает острую интригу (см.), стремительно развивающийся
сюжет; существует множество Д., особенно в литературе XX века, в которых нет ни
того, ни другого. Основоположником этой линии в драматургии по праву считается
А. Чехов, обновивший своими пьесами «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»,
«Вишневый сад» ведение драматургического сюжета. Но и в тех Д., где, кажется,
«ничего не происходит», единство действия соблюдается, и создается оно
единством настроения, чувств, которыми живут герои. Важнейшую роль при этом
играет подтекст (см.) (особым образом построенный диалог, где о самом важном и
значительном умалчивается, а речь подчеркнуто касается второстепенного и несущественного;
тем самым умолчания несут в себе большую поэтическую и смысловую нагрузку, чем
«выговоренное», выраженное словами).
Драматургия чеховского
типа убедительно обнаруживает роль слова в Д. как важнейшего, наряду с
действием, изобразительного средства. Организованное в диалоги драматическое
слово проявляет особую активность в форме реплик (см.), своего рода взаимных
словесных ударов, которыми молниеносно обмениваются на сцене действующие лица,
ведущие диалог. В Д. используется стихотворная и прозаическая речь. До XVIII века,
как и во всей художественной литературе, в Д. преобладала стихотворная форма.
Современная Д. одинаково пользуется обеими
формами, хотя проза,
несомненно, преобладает в ней.
Отмеченные особенности Д.
относятся к наиболее общим, родовым ее признакам, отличающим Д. от эпических и
лирических произведений. Д. подразделяется на ряд важнейших разновидностей. В
зависимости от характера конфликтов, целей борьбы, которую ведут герои, от
чувств, возникающих при этом у зрителя или читателя, драматические произведения
делятся на трагедии (см.), комедии (см.), драмы (в узком смысле слова). В
процессе длительного исторического развития каждый из названных драматических
видов делится на ряд конкретных жанров: в комедии — фарс, водевиль (см.),
сатирическая, лирическая комедия и т. д. Наибольшую жанровую устойчивость
проявляет трагедия, поскольку предмет ее изображения — не конкретная
действительность во всем многообразии, а общие проблемы бытия, нравственности,
важные для человечества во все эпохи.
Особый вид драматического
действия — карнавально с т ь, представляющая важнейшее звено народной культуры:
непосредственная игра толпы во время уличного карнавала, перевоплощение его
участников в традиционные роли. Первоначальные карнавальные сценки имели смысл
обрядов, затем приобрели чисто театральный, игровой характер. Карнавальные
персонажи обычно ярко отражают типы, созданные творческой фантазией народа, а
сюжеты — народное отношение к тем или иным явлениям жизни. Особенно богата
жанровыми разновидностями современная Д., обнаружившая тенденцию к слиянию
противоположных драматических видов (трагифарсы, трагикомедии), к слиянию драмы
и эпоса (различные «хроники», «сцены» и т. д.), драмы и лирики. С другой
стороны, современные драматурги стремятся к индивидуальной жанровой
неповторимости своих пьес, поэтому окинуть общим взглядом все многообразие
жанров современной драматургии не представляется возможным. Примечательно, что
в ней, наряду с традиционной, театральной Д., возникают целые новые отрасли:
кино-, теле-, радиодраматургия.
2. Д. в узком смысле слова
— это пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического,
не столь возвышек, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Д.
соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому ее часто называют
средним жанром. Она возникла в XVIII веке в просветительской драматургии
(Дидро, Бомарше, Лессинг) как жанр, стремившийся преодолеть односторонность
классицистической трагедии и комедии. Особый расцвет Д. получила в эпоху
расцвета реализма XIX века. В русской литературе самые выдающиеся произведения
в жанре Д. принадлежат М. Лермонтову («Странный человек», «Маскарад»), А.
Островскому («Гроза», «Без вины виноватые»), А. Чехову («Чайка», «Три
сестры»), а в советской литературе — М. Горькому («Васса Железнова», «Егор
Булычов и др.»), К. Треневу («Любовь Яровая»), Л. Леонову («Нашествие») и мн.
др. |