КЛАССИКА (от лат. classicus
— образцовый), классическое в литературе — литературное наследие писателей,
признаваемых лучшими в мировой литературе (Сервантес, Шекспир, Гете, Шиллер,
Пушкин, Бальзак, Л. Толстой, Достоевский, Чехов и др.). Кроме того, существует
и национальная К., представляющая сокровищницу национальной литературы
(например, Некрасов в России, Мериме во Франции и т. д.). Классическим периодом
в национальной литературе принято считать время появления наибольшего числа
крупных дарований, создающих законы, традиции этой литературы. Во Франции
таким периодом стал XVII век, ознаменованный именами Корнеля, Расина, Мольера,
в Германии — вторая половина XVIII века (Лессинг, Гете, Шиллер), в
...
Читать дальше »
|
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus
— образцовый) — художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII
— начала XIX века, для которого характерны высокая гражданская тематика,
строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе К.
формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние К. на художественную
жизнь Европы XVII—XVIII веков было широким и долговременным, а в архитектуре
продолжалось и в XIX веке.
К. как определенному
художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных,
тяготеющи
...
Читать дальше »
|
КОМЕДИЯ (от греч. komos —
веселая толпа и oide — песнь) — один из основных видов драмы, изображающий
такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. К. как особая
форма комического (см.) в литературе наиболее точно улавливает и передает его
важнейшие оттенки — юмор, иронию, сарказм, сатиру (см.). Отсюда
многокрасочность и разнообразие комедийных жанров: от развлекательных (фарс, интермедия,
водевиль) до «серьезных», содержащих в себе глубокую идейную задачу К.: сатирических
(«Тартюф» Мольера, «Ревизор» Гоголя), «высоких», по тону близких к драме («Горе
от ума» А. С. Грибоедова), лирических («Двенадцатая ночь» Шекспира, «Вишневый
сад» Чехова) и т. д.
...
Читать дальше »
|
КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos
— смешной, веселый) — смешное в жизни и искусстве.
История действует
основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую
форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия... Почему
таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось
со своим прошлым». Комические положения всегда разрешимы, смех оказывается той
жизнеутверждающей силой, которая беспощадно разит призраки прошлого,
расправляется с различными общественными пороками.
...
Читать дальше »
|
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio
— составление, соединение, связь) — построение, расположение и взаимосвязь всех
частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Продумывая К., писатель
стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и
с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом
писатель исходил из своего понимания действительности и законов и принципов
художественного творчества данной эпохи.
Характер К. тесно связан с
особенностями изображения времени в литературе (см. Время в литера
...
Читать дальше »
|
КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructs
— построение) — название литературной и художественной группировки в советском
искусстве 20-х гг. XX века. В разных видах искусства К. сыграл различную роль.
В архитектуре (Корбюзье) и декорационном искусстве (постановки Мейерхольда) он
оказался плодотворным, а в литературе смыкался с формализмом, потому что,
рассматривая художественное творчество по аналогии с инженерной деятельностью,
преувеличивал роль писательской «техники». К. требовал «экономии в
расходовании материала, целеустремленности, динамичности, рационализма
стройки». Главная группировка — Литературный центр конструкти
...
Читать дальше »
|
КОНФЛИКТ (от лат. conflictus
— столкновение) — противоборство, столкновение, в литературном произведении
воплощенное в сюжете (см.).
Следует различать
жизненные и художественные К. Художник не просто переносит в свое произведение
различные жизненные противоречия и столкновения, борьбу, он преломляет их в
событиях, судьбах персонажей, созданных им самим. И от того, насколько убедителен
и содержателен художественный К., будет зависеть общественная значимость
произведения. Особенно важное значение К. имеет для создания
...
Читать дальше »
|
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ (от
греч. kritike — суждение, искусство разбираться, судить) — одна из составных
частей литературоведения, т. е. науки о литературе. Тесно связанная с историей
и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного
творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения
действительности, анализом классического литературного наследия, К. л.— в
отличие от них — оценивает главным образом современное литературное развитие,
истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.
...
Читать дальше »
|
КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. eulmen
— вершина) — высшее напряжение действия в художественном произведении (сцена у
Авдюхина пруда в романе И. С. Тургенева «Рудин», эпизод возвращения домой Егора
Дремова в рассказе А. Н. Толстого «Русский характер»).
Особенно острой К. бывает
в драматических произведениях. (В «Гамлете» — это «мышеловка», спектакль,
который устраивает при дворе Гамлет, чтобы разоблачить короля; в «Горе от ума»
— это сцена, когда Чацкий объявлен сумасшедшим). К. нередко сливается с
развязкой («Метель» А. С. Пушкина
...
Читать дальше »
|
ЛЕГЕНДА (от лат. legenda —
то, что должно быть прочитано или рекомендовано к прочтению) — один из
прозаических жанров фольклора. В Л. фантастическое — в основе повествования.
Л. подразделяются на исторические, религиозные, бытовые и др.
Пример Л. — рассказ о
Кудеяре в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многие авторы
использовали Л. как основу для сюжетов своих произведений (В. Шекспир, В.
Гете, В. Скотт, А. Мицкевич, Г. Флобер, В. Гюго, Т. Маня, А. С. Пушкин, М. Ю.
Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Живы в памяти советского на
...
Читать дальше »
|
ЛИРИКА (от греч. lyra —
лира — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) —
один из трех родов литературно-художественных произведений. В отличие от эпоса (см.)
и драмы (см.), в которых изображаются законченные характеры, действующие в
различных обстоятельствах, Л. рисует отдельные состояния характера в определенный
момент жизни. Лирический образ — это образ-переживание, выражение чувств и
мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон
лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни — природы и
общества — могут вызвать переживания человека.
...
Читать дальше »
|
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — это
образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства
которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает
его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его
отношением к природе, общественной жизни, людям, Своеобразие мироощущения,
миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят
соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Человек, хорошо
знакомый с лирикой, легко различает неповторимое своеобразие лирики А.
Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского,
А. Твардовского и других русских и советских, а также зарубежных поэтов: Гете,
Шиллера,
...
Читать дальше »
|
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ —
авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, выражающая
непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним; впервые
приобрело большое значение в литературе романтизма (см.). Л. о. относится к
внесюжетным элементам произведения, содействует раскрытию идейного содержания
произведения; Так, в «Евгении Онегине» композиция «свободного романа»
позволяет органически включить в него многообразные авторские отступления:
через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями из
жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; неоднократно возникает тема
поэзии и связанные с нею полемические высказывания, размышления о дружбе, о
лю
...
Читать дальше »
|
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИИ ЖАНР — вид
художественного произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое
изображение жизни. В лиро-эпических произведениях жизнь отражена в
стихотворном повествовании о поступках и — особенно — переживаниях героя или
героев и в то же время отчетливо выражены переживания поэта-повествователя.
В поэме А. Твардовского
«Василий Теркин» — «книге про бойца» — образ героя овеян чувствами, мыслями,
переживаниями автора, который непосредственно обращается к читателю во
вступительной и заключительной главах поэмы.
...
Читать дальше »
|
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
— вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного
(до развития письменности). В этом широком смысле литература, хотя
представление о ней связано прежде всего с письменностью (лат. littera —
буква), включает в себя и устное народное творчество. В центре литературы (как
и вообще искусства) стоит изображение
человека во всей полноте его материальной и духовной жизни в общественном
процессе развития. М. Горький предлагал назвать литературу человековедением.
...
Читать дальше »
|
ЛИТЕРАТУРА В РЯДУ ДРУГИХ
ИСКУССТВ. Как искусство слова художественная литература составляет одну из важнейших
разновидностей в системе других искусств: изобразительных (живопись,
скульптура), зрелищных (театр, кино, телевидение), искусств крупных
пространственных объемов (архитектура), звуков (музыка). Литературу отличают
глубокие и всесторонние связи с другими искусствами, что проистекает из
природы художественного слова (см.). «Поэзия,— говорит В. Белинский,— есть
высший род искусства... Поэзия выражается в свободном человеческом слове,
которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выраженное представление.
Посему поэзия заключает в себе элементы других искусств, как бы пользуется
вдру
...
Читать дальше »
|
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — наука
о художественной литературе. В задачи Л. входит изучение произведений
прошлого, анализ и оценка художественного творчества писателей настоящего и,
наконец, определение перспективы развития литературы в будущем. Л. состоит из
теории литературы, истории литературы и литературной критики.
Теория литературы
определяет общие законы развития художественной литературы, устанавливает
особенности художественного произведения и принципы его анализа и определяет
пути изучения процесса литературного разви
...
Читать дальше »
|
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС —
исторически-закономерное движение национальной и мировой литературы,
развивающейся в сложных связях и взаимодействиях. Л. п.— это одновременно
история накопления эстетических, духовно-нравственных ценностей,
непрямолинейного, однако неуклонного расширения гуманистических концепций.
«Выращивание человека является сокровенной думой, движущим стимулом Л. п.,
неотрывного от процесса исторического, в котором реализуется стремление
человека «осуществить (выполнить) себя». Л. п. представляет собой
стадии противоречивого движения — расчленения целого и тем самым преодоления
обесцененности, «непризнанности» огромных человеческих массивов в нем,
движение к «определению ценности о
...
Читать дальше »
|
ЛИТОТА (литотес; др.-греч. λιτότης — простота, малость, умеренность) — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения.
Троп преуменьшения
Литота — это образное выражение, оборот, стилистическая фигура, (троп) в котором содержится
художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого
предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна г
...
Читать дальше »
|
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дореволюционная
массовая дешевая книга с иллюстрациями. Появилась в России в XVIII веке
одновременно с лубочными картинками на больших листах с поясняющим текстом.
Постепенно текст возобладал над картинками, и сброшюрованный лубочный лист
превратился в книжку.
Название произведено от слова «лубок» — липовая доска, на
которой гравировали изображение для печатания. В виде лубочных изданий в XVIII веке
и позднее печатались п
...
Читать дальше »
|
МАДРИГАЛ (итал. madrigale,
от позднелат. matricale — песня на родном языке) — в классической поэзии
стихотворение хвалебного содержания (противоположно эпиграмме, с которой сходно
по малому объему), позднее — краткое стихотворение с интимным оттенком,
обращенное к женщине.
В русской поэзии М.
известен с XVIII века. Несколько подлинно художественных М. принадлежат А.
Пушкину, М. Лермонтову. Но уже во времена Пушкина М. вызывал ироническое отношение:
...
Читать дальше »
|
МЕЛОДИКА (от греч. melos —
напев) — изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких
тонов, один из компонентов интонации (см.).
Мелодика речи резко отличается
от музыкальной мелодии: во-первых, речевые тоны скользящие, а музыкальные —
строго зафиксированы на определенной высоте; во-вторых, в речи отсутствует
фиксированная длительность, свойственная, например, вокальной музыке.
|
МЕЛОДРАМА (от греч. melos
— песня и drama — действие).
1)
Музыкально-драматическое
произведение, в котором диалоги и монологи
персонажей сопровождаются музыкой.
2) Разновидность
литературной драмы XIX века, для которой характерны острая, занимате
...
Читать дальше »
|
МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от
франц. memoire — память, воспоминание) — художественная автобиография в узком
смысле, рассказ о судьбе писателя, о его современниках, о событиях, свидетелем
которых он был, в конечном счете — о судьбах его эпохи.
Классическими
произведениями М. л. являются «Поэзия и правда. Из моей жизни» немецкого поэта
Гете, «Былое и думы» А. Герцена. В каждом из них дается широкая картина
общественной и литературной жизни своего времени (у Гете — 60—70-е годы XVIII
века, у Герцена — 20—60-е годы XIX века).
...
Читать дальше »
|
МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ (от франц.
couleur locale).
1. Одна из особенностей,
характерных для произведений романтизма: изображение необычной, экзотической
атмосферы, в которой происходит действие (природы, характеров, быта). У
западноевропейских писателей это чаще всего страны Средиземноморья, Ближнего
Востока, у русских романтиков XIX века обычно Кавказ — земли с патриархальным
укладом, при котором, по представлениям романтиков, сохраняются лучшие
человеческие качества. Иногда воспроизводится колорит не далекой страны, а
отдаленной эпохи (романы Скотта, Купера).
...
Читать дальше »
|
МЕТАФОРА (от греч. metaphora
— перенос) — вид тропа (см.), переносное значение слова, основанное на
уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Уподобление живому
существу называется олицетворением («с гор побежали ручьи»—Н. Некрасов),
предмету — овеществлением («Гвозди б делать из этих людей:
...
Читать дальше »
|
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, или творческий,—
одно из важнейших понятий литературоведения. Оно обозначает наиболее общие
особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво
повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные
течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм,
романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде
всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению
действительности.
М. х. складывается в
определенных
...
Читать дальше »
|
МЕТОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
(от греч. methodos — способ познания, исследование) — система взглядов на
литературу, ее природу, содержание, форму, общественную функцию и проч.,
необходимая для научного изучения литературы и ее исторического развития.
Основные принципы такого изучения определяются той философией, из которой
исходит исследователь. В философии существуют различные школы (материалистические,
идеалистические), которые соответственно проявляются в различных М. в л.
Биографический М. стремится объяснить творчество писателя его биографией, формальный
выдвигает на первый план изучение формы (см. Формализм), социологический ищет
основу научного анализа литературы в общественных условиях, возд
...
Читать дальше »
|
МЕТОНИМИЯ (от греч. metonomacizo
— переименовывать) — вид тропа (см.), в котором явление или предмет
обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие
эти явления признаки или связи. Так, когда В. Маяковский говорит о «стальном
ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в этот образе метонимическое
изображение револьвера.
Представление о понятии в метонимия дается с помощью косвенных
признаков или вторичных значений,
...
Читать дальше »
|
МЕТР (от греч. metron —
мера) — стихотворный размер. В узком смысле — тот принцип, на котором основан
ритмический строй стиха. В античном стихосложении таким принципом метра была
долгота слога, в русском силлабическом стихе — равное количество слогов, в
силлабо-тоническом стихе — правильное чередование ударных и безударных слогов
(см. Ритм).
МЕТРИКА. 1. Раздел
стихосложения, изучающий общие особенности стихотворного метра и его
национальные черты, зависящие от законов данного языка.
...
Читать дальше »
|
|