Традиционно определение текста, приводимое в школьном учебнике
русского языка для 6 класса: «Текст – это два и более предложений,
связанных по смыслу и грамматически»; или: «Текст – это сочетание
предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Порядок описания определяется тематическим рядом. Рематический ряд
отражает характер описания, его содержание. Для анализа
функционально-смысловых типов речи Г.А.Золотова предложила учитывать
семантико-грамматическую однородность выражения тем в единицах текста.
В описании человека могут использоваться глаголы различной семантики.
Чаще всего это семантически недостаточные слова, указывающие на
наличие, проявление или изменение признака, состояние, производимое впечатление (нравятся).
Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, соответствующий форме
абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое
коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер и оформляемый с помощью лексико-грамматических
средств причинно-следственной семантики.
В сложном предложении, кроме сравнительного придаточного, сравнение
может выражаться предложением, распространенные предикативные части
которого образуют период со словом так на границе основных частей (при
понижении).
Представление о тексте как застывшей структуре предполагает
обязательное наличие письменной формы, оно не распространяется на устные
сообщения, которые не имеют жесткой фиксации, сиюминутны, дословно не
воспроизводимы.
Сравнение, по-видимому, является одним из самых распространенных
средств изобразительности и представляет собой наиболее простую форму
образности речи.
По функции, выполняемой в тексте, элементы номинативной цепочки могут
быть экзистенциальными, это первое упоминание предмета или лица
(Жила-была девочка; На балконе возникла таинственная фигура), и
повторными (идентифицирующими) (Ее звали Маша; Этот мужчина прошептал).
Предметная доминанта характерна и для описания внешности человека.
Схема описания внешности во многом определяется художественными
задачами, которые решает писатель в том или ином фрагменте текста.
Выделение единицы, называемой сложным синтаксическим целым, предполагает учет не только объема, но и
структуры, содержания текста, поэтому сложное синтаксическое целое можно
считать особым структурно-смысловым компонентом.
Рассуждения о тексте связаны в первую очередь с определением таких
его свойств, как членимость и связность. Обратимся к анализу этих
свойств в конкретном тексте.
В художественном тексте, ориентированном на создание ярких образов,
структура текстовых фрагментов менее схематична, шаблонна, поэтому
обычно состав ремы имеет сложный характер.
На осознание современными исследователями двойственной природы
художественного текста во многом повлияла концепция, предложенная
Р.Бартом, где соотношение понятий текст и произведение представлено
иначе:
Образ адресата. Любое высказывание направлено на адресата и
преследует цель изменить его интеллектуальное, эмоциональное,
психическое, эстетическое, физическое состояние, побудить к действиям.
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» описание Печориным
«водяного» общества включает признаки, которые проявлялись в разное
время, но они одновременно присутствуют в сознании повествователя,
обобщаются, суммируются.
Полный тождественный повтор. Повтор одинаковых словоформ, имеющих
один корень, – это наиболее простой механизм связи. Иногда на полном
повторе может быть построен целый текст: