Пятница, 22.11.2024, 23:01


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТЕОРИЯ ТЕКСТА [30]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [54]

Главная » Статьи » РАБОТА С ТЕКСТОМ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Особенности сравнения как изобразительного средства

Сравнения помогают ярко, красочно отобразить реальность, создать свежий образ, а иногда могут выступать как средство создания комического эффекта. Так, в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», как показывает А.И.Ефимов, «встречаются приглагольные сравнения, окрашенные юмором, который перекликается с народным острословием: «На длинном, шатком плотике / С вальком поповна толстая / Стоит, как стог подщипанный, / Подтыкавши подол».

Анализ тропов в поэтическом и прозаическом тексте связан с описанием художественных образов. «По-видимому, каждый поэтический образ существует не сам по себе, он не случаен, не обусловлен только данным контекстом, а реализует некоторую «вечную идею», модель, образец, инвариант, или парадигму». Цепочки (парадигмы) образов сравнений могут быть составлены по текстам одного автора, произведениям поэтов (писателей) одной эпохи.

Методику такого описания образов сравнений, существующих в русской литературе XVIII – XX веков предлагает Н.В.Павлович. Структура поэтических образов представляется в виде оппозиций: то, что сравнивается, отождествляется → то, с чем сравнивается, отождествляется.

Стрелка указывает направление сопоставления. Например, время (век, столетие, минута, миг) → вода (море, река, волна, капля), человек → птица (лебедь, орел, зяблик и др.) и т.п. Созданные на основе текстов одного автора парадигмы позволяют сделать выводы о характере образов, их повторяемости (традиционности) для того или иного поэта, об особенностях индивидуального стиля.

Цепочки, охватывающие произведения разных писателей, позволяют увидеть традиции («универсальный характер образов») и новаторство в художественном творчестве того или иного периода, той или иной личности. Такой путь анализа выразительных средств (метафор, сравнений) в текстах поэтовсимволистов выбран Н.А.Кожевниковой. Исследователь представляет «пучки разных образов при одном и том же предмете речи».

Например, в поэтических текстах К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Блока, В.Иванова, Ф.Сологуба душа сравнивается с пчелой, альбатросом, буревестником, дельфином, алмазом, зеркалом, рекой, морем, озером, тайником, мечтой, чертогом, светом звезды и т.д. Предмет сравнения – абстрактное понятие (душа) соотносится с разными образами сравнения – отвлеченными понятиями, животными, растениями, драгоценными камнями и т.п.

Результат подобного исследования может быть представлен в виде словаря. Приведем примеры такого описания образов, используя материалы словаря парадигм, созданного Н.В.Павлович.

1. Время → живое существо

а) Время → птица. «Летело время соколом» (Н.Некрасов),

«Как лебеди, стаи веков пролетели» (Н.Гумилев), «Где время убито, как вальдшнеп» (Н.Асеев).

б) Время → животное. «Увидишь Предвечность – коровой она / Уснула в пучине, не ведая дна» (Н.Клюев), «Это белая ночь, это длинный рассвет, / Где крадутся минуты, как серые кошки» (Луговской) и т.д.

2. Время (век, годы, дни) → вода (воды, волны, река, океан, ручей). «Подумай только: не было разлуки, / Смыкаются, как воды, времена» (А.Тарковский); «Временем как океаном / Прокрасться, не встревожив вод…» (М.Цветаева); «И время движется, как реки Вавилона» (Седакова); «И проходят, проходят, как волны, как тени, / Бесконечно проходят века бытия» (В.Брюсов); «Будто воды, наши годы / Станут прибывать» (А.Фет); Как быстрые воды / Поток свой лиют – / Так быстрые годы / Веселье младое с любовью несут» (В.Жуковский); «Бегите дни, как эти воды» (Н.М.Языков); Льются дни без счета, как вода в тиши» (В. Брюсов); «Дни мои, как маленькие волны, на которые гляжу с моста» (М.Цветаева); «Дни, как ручьи, бегут / В туманную реку» (С.Есенин).

Подобным образом могут быть описаны, например, такие цепочки (парадигмы) образов, включающие в качестве объекта сравнения понятие о времени: время → ткань, время → танец, время → сосуд, время → орудие, время → огонь, время → растение, время → свет, время → звук, человек, божество и др.

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 1024 | Теги: анализируем текст, студентам-филологам, лингвистический анализ текста, работа с текстом, языкознание русский язык, токстовый анализ | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0