4) Образ адресата. Любое высказывание направлено на адресата и
преследует цель изменить его интеллектуальное, эмоциональное,
психическое, эстетическое, физическое состояние, побудить к действиям.
Образ адресата текста, присутствующий в сознании писателя в
процессе создания текста, существенно влияет на облик текста, его
содержание и особенности построения. Образ читателя моделируется и при
чтении произведения.
Влияние адресата на текст многообразно. Смысловое развертывание и
логическое построение текста во многом определяется ориентацией на
осведомленность / неосведомленность адресата. Например, описывая вид,
открывшийся Печорину из окна его комнаты в Пятигорске, М.Ю.Лермонтов
пишет: Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту
синеет, как «последняя туча рассеянной бури»… (цитируется стихотворение
А.С.Пушкина «Туча»).
В
другом месте встречается аллюзия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»,
служащая средством иронии: Спустясь в один из таких оврагов, называемых
на здешнем наречии балками, я остановился, чтобы напоить лошадь; в это
время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в черных и
голубых амазонках, кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с
нижегородским; впереди ехал Грушницкий с княжною Мери.
В тексте поясняется слово балка, но не поясняется слово
кавалькада. И это не только создание речевой характеристики
образованного и остроумного Печорина, но еще и ориентация на
определенный тип читателя, которому понятны ассоциации, литературные
аллюзии, книжная лексика. Образ читателя – это постоянная категория
текста, присутствующая на всем протяжении его развития.
Адресат лирического произведения, передающего интимные размышления
и чувства, как минимум, двулик. С одной стороны, это сам поэт, мысленно
разговаривающий с собой, ищущий для себя ответы на волнующие вопросы,
пытающийся при помощи творчества изменить свое эмоциональное состояние.
Коммуникация, основанная на рефлексии субъекта речи, называется
термином «автокоммуникация». С другой стороны, текст, созданный поэтом,
предназначен для чтения другими людьми, определенным кругом лиц или
широкой читательской аудиторией.
Образ адресата обычно скрыт, имплицитен. Но он может и вербализоваться в тексте, даже стать его объектом.
Фактор адресата является особенно значимым для актуального членения текста и разграничения информации на уже известную и новую.
5) Актуальное членение. Одной из основных задач любого текста
является передача информации. Автор не может передать всю информацию
сразу, поэтому он выстраивает текст – соответствующее его намерениям
развернутое сообщение. Предложение в контексте речи распадается на две
части – одна из них содержит уже известную для адресата сообщения
информацию, а другая – новую.
Речь человека линейна. Мысль автора развивается от известного
(данного) к новому. Выделение в высказывании данного и нового называется
актуальным членением. Понятие актуального членения высказывания на тему
и рему было предложено чешским лингвистом, представителем Пражского
лингвистического кружка В.Матезиусом. В настоящее время этой проблеме
посвящен широкий круг научной литературы. |