Пятница, 19.04.2024, 16:17


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТЕОРИЯ ТЕКСТА [30]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [54]

Главная » Статьи » РАБОТА С ТЕКСТОМ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Письменный текст как продукт речевого процесса, выраженный в письменной форме

Представление о тексте как застывшей структуре предполагает обязательное наличие письменной формы, оно не распространяется на устные сообщения, которые не имеют жесткой фиксации, сиюминутны, дословно не воспроизводимы.

Поэтому методы анализа письменного текста не могут быть без специальных оговорок перенесены, например, на фольклорный текст, существующий в бесконечном множестве вариантов и не являющийся произведением литературы.

Наиболее емкое определение было предложено И.Р.Гальпериным, который писал: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». Однако это определение также нельзя назвать полным и совершенным.

Научную дискуссию вызывают вопросы о том, как соотносится текст с другими единицами речи – предложением, высказыванием, совокупностью высказываний одного лица; можно ли считать модели, по которым строятся тексты, особыми единицами языка – текстемами.

Многочисленные филологические изыскания посвящены решению проблем соотношения текста и ситуации, в которой существуют текст, его создатель и читатель; соотношения текста и интертекста (совокупности общих мест, цитат, аллюзий, реализуемых в текстах), текста и сверхтекста (совокупности произведений одного автора, одного литературного направления или одной эпохи) и др.

Следует чуть подробнее остановиться на соотношении понятий текст и художественное произведение. Приведенные выше определения справедливы по отношению к любому тексту.

Между тем художественный текст обладает только ему присущей спецификой. Многие исследователи говорят о его двойственной природе. С одной стороны, это зафиксированная (в соответствии с замыслом автора) в виде письменного сообщения информация, словесная структура, «молчащий» текст, занимающий место на полке с книгами. С другой стороны, это информация, воспринятая читателем, и несколько отличающаяся от той, которую запрограммировал автор.

Ю.М.Лотман отмечал: «Следует решительно отказаться от представления о том, что текст и художественное произведение – одно и то же. Текст – один из компонентов художественного произведения, конечно, крайне существенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно. Но художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений».

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 1086 | Теги: анализируем текст, студентам-филологам, лингвистический анализ текста, работа с текстом, языкознание русский язык, токстовый анализ | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0