Над тихо дремлющим прудом – Где тишина необычайная, Есть небольшой уютный дом, И перед домом – роза чайная. Над нею веера стрекоз – Как опахала изумрудные; Вокруг цветы струят наркоз И сны летают непробудные. В пруде любуется фасад Своей отделкой прихотливою; И с ней кокетничает сад, Любуясь розою стыдливою. Но дни и ночи, ночи дни – Приливы грусти необычные. И шепчет роза: «Мы – одни С тобою, сад мой, горемычные»… (Фрагмент стихотворения И.Северянина «Чайная роза»)
В этом тексте для создания поэтического образа используются
выразительные средства, позволяющие представить неживое как живое и
наоборот. Этот эффект достигается прежде всего с помощью включения в
текст метафор, олицетворения (одушевление: тихо дремлющим прудом, сны
летают…, в пруде любуется фасад…, кокетничает сад, любуясь розою
стыдливою, роза шепчет; овеществление: веера стрекоз).
Использованы в стихотворении сложные тропы: внутри сравнительного
оборота как опахала изумрудные заключен метафорический эпитет
изумрудные. И это не единственный эпитет в приведенном фрагменте
(традиционные устойчивые эпитеты – непробудные сны, мы горемычные,
прихотливая отделка, тишина необычайная; метафорический эпитет –
стыдливая роза). Повтор слов сочинительного сочетания дни и ночи в
подчинительной конструкции создает оксюморонное сочетание ночи дни. Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы. Где вечер пуст, как прерванный рассказ, Оставленный звездой без продолженья К недоуменью тысяч умных глаз, Бездонных и лишенных выраженья. (Б.Пастернак)
Стихотворение
Б.Пастернака – первое в цикле «Весна» – представляет собой период.
Деление на тему и рему в тексте носит ступенчатый характер. Именительный
темы весна называет тему, ремой для которой будет являться весь
последующий текст. В первой части периода (Я с улицы) рема с улицы
становится гипертемой для членов периода. Тематический ряд
деривационного типа (тополь, даль, дом, воздух, вечер) является
производным от гипертемы, раскрывает понятие улица.
Повторяющееся наречие где выполняет анафорическую функцию,
подчеркивает параллелизм членов периода. Рематический ряд содержит
олицетворения (тополь удивлен – метафорический эпитет; даль пугается,
дом упасть боится – глагольная антропоморфная метафора), сравнения
(сравнительные обороты с союзом как – «Воздух синь, как узелок с бельем /
У выписавшегося из больницы»; «вечер пуст, как прерванный рассказ…»).
В состав второй сравнительной конструкции включен метафорический
эпитет (обособленное распространенное определение, выраженное причастным
оборотом) и метонимия (недоуменье тысяч глаз). Метонимический образ
(глаза – человек) поддерживается эпитетом шумных (глаз) и представляется
как гиперболизированный. Текст завершает цепочка эпитетов (бездонных и
лишенных выраженья) к определяемому слову глаз.
Таким образом, формируется развернутый образ весенней улицы, где
предметы оживают, а человек сливается с окружающим миром в одно целое,
передает ему свои чувства, эмоции до полного внутреннего опустошения. За
счет параллелизма членов периода образ развивается и постепенно
усиливается его выразительность. |