По способу обозначения соответствующего признака, то есть по
характеру номинации, выделяют эпитеты с прямым значением (зеленый лес) и
с переносным. В зависимости от типа переноса различают метафорические
эпитеты (луч солнца золотой) и метонимические, иначе смещенные (зеленый
шум). Метонимические эпитеты основаны на стилистическом приеме смещения:
шум зеленого леса → зеленый шум.
Определения, основанные на переносном значении, в художественном
тексте обычно выполняют функции усиления признака, содержащегося в
определяемом слове (холодное равнодушие, зеркальная гладь); уточнения
свойств предмета (формы, объема, величины, цвета, возраста и т.д.):
седой петух, огненный блеск; введения контраста (в оксюмороне):
радостная печаль, ненавидящая любовь.
В зависимости от стилистического назначения художественных
определений И.Б.Голуб обосновывает выделение изобразительных и
эмоциональных эпитетов. Первые значительно преобладают в художественных
описаниях. Эмоциональные встречаются реже, он и передают чувства,
настроения поэта. Например, «Вечером синим, вечером лунным / Был я
когда-то красивым и юным. / Неудержимо, неповторимо / Все пролетело…
далече… мимо» (С.Есенин).
Назначение
их в тексте лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных
эпитетов, часто получают условное, символическое значение. Например,
цветовые эпитеты розовый, голубой, золотой и др. способны служить для
передачи радостного, светлого чувства, а эпитеты черный, серый –
мрачных, тягостных переживаний.
Все эпитеты (как с прямым, так и с переносным значением) могут
быть распределены на группы с учетом ключевого для определяющего слова
компонента значения.
1) Признак цвета (цветовой эпитет) – «В лиловом домике обои, /
Стареет мама с каждым днем…», «Заря упала, глубока, / Танцуют девочки с
зарею / У голубого ручейка».
2) Материал, вещество – «Горит садок подводным светом, / Где за
стеклянною стеной / Плывут лещи»; «Одно болотце / Осталось в глиняном
полу / И утро выплыло в углу».
3) Размер, форма предмета (физические свойства) – «И над круглыми
домами… / Только море, только сон, / Только неба синий тон», «Каждый
маленький цветочек / Машет маленькой рукой», «Могучий дом стоит во
мраке», «Сквозь окна хлещет длинный луч», «Она среди густого пара /
Стоит, как белая гитара», «Два тоненькие мужичка / Стоят, сгибаясь, у
шеста», «Затвердевают мягкие тела, блаженно дервенеют вены».
4) Оценочные эпитеты – «И жирные автомобили, / Схватив под мышки
Пикадилли, / Легко откатывали прочь», «Только вымысел, мечтанье, /
Сонной мысли колыханье, / Безутешное страданье, – / То, чего на счете
нет», «У животных нет названья, / Кто им зваться повелел? / Равномерное
страданье – / Их невидимый удел», «Деревья пусть поют и странным
разговором / Пугает бык людей», «А бедный конь руками машет», «Стоят
чиновные деревья, / Почти влезая в каждый дом». 5) Кинестетические эпитеты (называют ощущения человека при прикосновении к предмету) – «И великаном подошел шершавый конь». |