Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, соответствующий форме
 абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое 
коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер 
(прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать 
высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических 
средств причинно-следственной семантики. 
  Рассуждение отражает логический, рациональный тип мышления, 
поэтому основная сфера его использования – это научная речь, где 
рассуждение представлено в его основном виде. В текстах других стилей 
рассуждение представлено обычно в трансформированном виде, 
приспособленном к задачам другого плана. 
  В художественном тексте собственно рассуждение как строгая 
логическая структура, содержащая умозаключение – аргументированный вывод
 из сопоставляемых тезисов, обычно не встречается, оно представлено в 
виде свободного, непринужденного размышления. 
  "Я
 шел медленно; мне было грустно... Неужели, думал я, мое единственное 
назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и 
действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как
 будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был 
необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача 
или предателя. Какую цель имела на это судьба?.. Уж не назначен ли я ею в
 сочинители мещанских трагедий и семейных романов – или в сотрудники 
поставщику повестей, например, для «Библиотеки для чтения»?.. Почему 
знать?.. Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр 
Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными 
советниками?.." (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») 
  Свободное размышление Печорина использует такой способ 
рассуждения, как подтверждение тезиса, сформулированного в виде 
риторического вопроса (предложения 2–4; 5–8). 
  В художественной разновидности рассуждения, ориентированной на 
условность изображаемого, отсутствует жесткая логическая 
последовательность тезисов, обычно не используются доказательства. В 
рассуждении повествователя может быть приведен аргумент во-первых, а 
аргумент во-вторых может отсутствовать: 
  "Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во-первых,
 я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить 
штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом
 деле. Итак, погодите или, если хотите, переверните несколько страниц, 
только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору 
(или, как называет ее ученый Гамба, le Mont St.-Christophe) достоин 
вашего любопытства" (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).   |