Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, соответствующий форме
абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое
коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер
(прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать
высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических
средств причинно-следственной семантики.
Рассуждение отражает логический, рациональный тип мышления,
поэтому основная сфера его использования – это научная речь, где
рассуждение представлено в его основном виде. В текстах других стилей
рассуждение представлено обычно в трансформированном виде,
приспособленном к задачам другого плана.
В художественном тексте собственно рассуждение как строгая
логическая структура, содержащая умозаключение – аргументированный вывод
из сопоставляемых тезисов, обычно не встречается, оно представлено в
виде свободного, непринужденного размышления.
"Я
шел медленно; мне было грустно... Неужели, думал я, мое единственное
назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и
действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как
будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был
необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача
или предателя. Какую цель имела на это судьба?.. Уж не назначен ли я ею в
сочинители мещанских трагедий и семейных романов – или в сотрудники
поставщику повестей, например, для «Библиотеки для чтения»?.. Почему
знать?.. Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр
Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными
советниками?.." (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
Свободное размышление Печорина использует такой способ
рассуждения, как подтверждение тезиса, сформулированного в виде
риторического вопроса (предложения 2–4; 5–8).
В художественной разновидности рассуждения, ориентированной на
условность изображаемого, отсутствует жесткая логическая
последовательность тезисов, обычно не используются доказательства. В
рассуждении повествователя может быть приведен аргумент во-первых, а
аргумент во-вторых может отсутствовать:
"Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во-первых,
я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить
штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом
деле. Итак, погодите или, если хотите, переверните несколько страниц,
только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору
(или, как называет ее ученый Гамба, le Mont St.-Christophe) достоин
вашего любопытства" (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»). |