Порядок описания определяется тематическим рядом. Рематический ряд
отражает характер описания, его содержание. Для анализа
функционально-смысловых типов речи Г.А.Золотова предложила учитывать
семантико-грамматическую однородность выражения тем в единицах текста и
использовать понятие рематической доминанты текстового фрагмента.
Доминанта определяется категориальным значением части речи,
преобладающей в составе ряда рем. Для функционально-смысловых типов речи
и их разновидностей свойственны разные типы доминант. В описании
встречаются предметная, качественная, статуальная,
статуально-динамическая, импрессивная и комбинированная доминанты. Поиск
рематической доминанты позволяет правильно определить тип речи,
разграничить описание и повествование.
Предметная доминанта характерна для описания, элементы которого –
стороны, составные части, детали описываемого пейзажа, интерьера,
человека, животного или неодушевленного объекта. На первый план в таком
описании выдвигается предметный мир – природные объекты и явления, мир
вещей, созданных человеком, мир людей, наполненный атрибутами их жизни и
деятельности.
В
описании пейзажа или интерьера чрезвычайно важной оказывается позиция
наблюдателя. При этом действует принцип видеокамеры: последовательно
изображаются предметы, причем порядок их описания полностью определяется
движением камеры, изменением ракурса съемки, сменой ближнего и
дальнего, крупного и общего планов.
Последовательность перечисления предметов может быть любой, это
зависит от пространственной позиции наблюдающего, значимости для него
описываемых реалий, избранной отправной точки наблюдения.
"Солнце на закате. Я выхожу на крышу, снимаю пробковый шлем, и по
голове моей дует с запада сильный и прохладный ветер. Небо глубокое,
бледно-синее, без единого облачка. Я на темени Иудеи, среди волнистого
плоскогорья, лишь кое-где покрытого скудной зеленью. Все мягкого, но
очень определенного серо-фиолетового тона. Застывшие перевалы, глубокие долины, куполообразные холмы...
За мной, в закате – оливковые рощи и раскиданные по холмам здания: католические приюты, школы, госпитали, виллы. На севере, на горизонте, – четкий известковый конус, гора Самуила. На востоке, за Кедроном и горой Елеонской, – Иудейская пустыня, долина Иордана и стеной нежно-фиолетового дыма заступивший полнеба, ровный и высокий хребет от века таинственных Моавитских гор. Прямо же подо мною плоской, голой кровлей желто-розового цвета лежит каменная масса небольшого аравийского города, со всех сторон окруженного глубокими долинами и оврагами" (И.Бунин «Иудея»).
Описание может строиться не по модели непосредственного
наблюдения, а как воспоминание о наиболее ярких, значимых реалиях. В
этом случае в одном ряду перечисляются предметы, которые в
действительности не могут существовать вместе, но при этом одновременно
присутствуют в сознании повествователя.
"Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым" (И.А.Бунин «Антоновские яблоки»). |