Несовпадение абзаца и сверхфразового единства может проявляться по-разному.
1. Абзац может включать в себя несколько ССЦ, особенно если микротемы обнаруживают логическую или смысловую связь.
В солнечное зимнее утро уезжаю из Рима.
Хмельной,
возбужденный старик, везущий меня на вокзал, в одном пиджаке и каскетке
сидящий на высоких козлах, дергает локтями, гонит свою узкую клячу по
тесной длинной улице, в тени и свежей сырости. Но вот улица круто
поворачивает вправо, обрывается спуском на просторную площадь, на
слепящее теплое солнце. Кляча с разбегу садится на задние ноги, старик,
упав на бок, быстро крутит тормоз. Колеса скребут и ноют, копыта крепко
цокают по камню. || Впереди, в этом блеске, еще зыбком, влажном, густо
дымится водяной пылью, валит в разные стороны серыми клубами огромный
фонтан. А слева, рядом с нами, идет какая-то древняя руина, тянется
дикая, как крепость, радостно озаренная солнцем стена, над обрезом
которой ярко и густо синеет небо. И старик, тормозя, косит глаза кверху,
в дивное лоно его райских красок, и кричит, восклицает:
– Мадонна! Мадонна! (И.А.Бунин «Небо над стеной»)
Текст И.А.Бунина представляет собой 3 абзаца. Первый абзац
включает одно предложение. Оно вбирает в себя основные направления
будущего описания в обоих сверхфразовых единствах: солнечное зимнее утро
в Риме и отъезд из города. Следующий абзац содержит два сложных
синтаксических целых (граница показана в тексте с помощью знака ||).
Первое ССЦ раскрывает микротему «поездка на вокзал», заявленную во
фразе-зачине. В 1–4 предложениях второго абзаца описываются характер и
направление перемещения ( по тесной длинной улице, улица круто
поворачивает вправо, обрывается спуском), внешние признаки (хмельной,
возбужденный старик в пиджаке и каскетке) и действия старика-возчика
(дергает локтями, гонит клячу, упав на бок, быстро крутит тормоз),
лошади (кляча с разбегу садится на задние ноги, копыта крепко цокают по
камню).
Второе ССЦ (микротема «утренний город») включает описание
атмосферы утра (блеск, зыбкий, влажный, озаренная солнцем, ярко и густо
синеет небо, дивное лоно райских красок), предметов (фонтан) и построек
(древняя руина, стена).
Оценочная лексика постепенно (от первого ко второму ССЦ она
увеличивается количественно, и нарастает ее экспрессивность) готовит
читателя к эмоциональной реплике персонажа (Мадонна! Мадонна!),
перенесенной автором текста в новый абзац. Этот перенос, а также повтор
реплики, по-видимому, являются средством усиления экспрессии и способом
передачи целой гаммы чувств. 2. Абзац может разрывать одно смысловое объединение. В свою очередь
сверхфразовое единство может раскрываться на протяжении нескольких
абзацев (например при акцентировании внимания на отдельных деталях
предмета, заявленного в микротеме, при эмоциональном акцентировании
внимания на разных оценках предмета речи, разном к нему отношении).
Боже мой! Как все мрачно, скучно смотрело в квартире Обломова года
полтора спустя после именин, когда нечаянно приехал к нему обедать
Штольц. И сам Илья Ильич обрюзг, скука въелась в его глаза и выглядывала
оттуда, как немочь какая-нибудь.
Он походит, походит по комнате, потом ляжет и смотрит в потолок;
возьмет книгу с этажерки, пробежит несколько строк глазами, зевнет и
начнет барабанить пальцами по столу.
Захар
стал еще неуклюжее, неопрятнее; у него появились заплаты на локтях; он
смотрит так бедно, голодно, как будто плохо ест, мало спит и за троих
работает.
Халат на Обломове истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры
на нем, но он расползался везде и не по швам: давно бы надо новый.
Одеяло на постели тоже истасканное, кое-где с заплатами; занавески на
окнах полиняли давно, и хотя они вымыты, но похожи на тряпки (И. А.
Гончаров «Обломов»).
Весь фрагмент (четыре абзаца) представляет собой одно сложное
синтаксическое целое. Восклицательное предложение в начале текста
выражает только эмоциональное отношение к последующей информации и
является своего рода связующим звеном с предыдущим контекстом. Второе
предложение является зачином и содержит микротему ССЦ. Развитие ее в
последующих предложениях связано с детальным описанием гипертемы (все в
квартире Обломова) и гиперремы (мрачно, скучно смотрело) фразы-зачина.
Гипертема раскрывается в темах предложений (все → Илья Ильич,
Захар, халат на Обломове, одеяло на постели, занавески на окнах).
Гиперрема соответственно детализируется в ремах следующих предложений
(скучно и мрачно → скука въелась в глаза; походит, ляжет и смотрит в
потолок, зевнет; стал неуклюжее, неопрятнее, заплаты на локтях, смотрит
бедно, голодно…; истаскался, зашивались дыры, расползался везде и не по
швам; истасканное, с заплатами; полиняли, похожи на тряпки). |