Примерно за двадцать лет до написания этого стихотворения
В.Брюсов в своей «Программе нового поэтического языка» обозначил новый способ
изображения в стихах какой-либо картины: раньше поэты показывали общий ее план,
акцентируя внимание на наиболее заметных частях. Серебряный век открыл
возможность передавать увиденное как бы «изнутри» лирического героя, который
воспринимает действительность не разумом, а в первую очередь чувствами и
отмечает свои наиболее яркие впечатления (в основном зрительные).
Стихотворение Мандельштама «Сегодня дурной день...»
написано, казалось бы, в русле этой импрессионистической традиции: описывается
какой-то день, крупными мазками набрасывается пейзаж, отрывисто, одной фразой
передается каждое впечатление героя:
Мелькающих стрел звон, Вечных ворон крик.
Но Мандельштам делает еще один шаг от передачи
объективного плана: становится важно не то реальное, что замечает лирический
герой, а то, что он при этом чувствует. Чувства героя сливаются с реальной
картиной и заслоняют ее, при этом мы постепенно как бы погружаемся все больше и
больше в ощущения героя: сначала мы видим то, что он видит (Сумрачных скал сень), потом слышим то, что он слышит (Мелькающих стрел звон // И вещих ворон
крик), и, наконец, нам передается авторское ощущение времени и пространства
(а это, по мнению Канта, неотъемлемые категории человеческого мышления). Мы
чувствуем, как за мигом летит миг, и
можем видеть или осязать земную клеть,
явлений грань.
Стихотворение разделено на две части – по два
четверостишия в каждой: в первой речь идет о «земном», во второй – о том, что
за гранью земного и разумного.
В первой части из ощущений лирического героя, как из
отдельных фрагментов, складывается картина того
Немногого, на чем печать
Моих пугливых вдохновений
И трепетных прикосновений,
Привыкших только отмечать, –
(так пишет Мандельштам в одном из ранних стихотворений).
Во второй части лирический герой уже не созерцатель: он
начинает мыслить глобальными категориями, и его сознанию уже тесно на земле, и
с яростным гимном он стремится за
границы упорядоченного бытия в дикий хаос бунтующих
тайн, к пружинам мироздания и маятнику
душ.
Различие двух частей в стихотворении подчеркивается в
синтаксисе: в первой части для передачи одного ощущения служило одно
предложение (простое в составе сложного), одному предложению соответствовала
одна строчка. Во второй части удлиняются предложения, появляются побудительные
интонации, нарушается строгое соответствие синтаксических и стиховых членений.
Как уже было сказано, ощущения героя затмевают реальную
картину, и она уже едва различима за ними. А субъективные ощущения разрастаются
за пределы всего земного и осязаемого, к желанным для героя бунтующим тайнам мироздания и самым главным из них – к Судьбе и
Смерти; он хочет вырваться туда, где
...страстно стучит рок
В запретную дверь к нам.
Таким образом, стихотворение построено так, как будто оно
устремлено внутрь героя, с одной стороны, и к мысли о смерти – с другой. Это
движение в стихотворении подкреплено ритмом: необычное («неправильное»)
сочетание ударных и безударных слогов, повторяющееся из строки в строку (такой
размер называется стопный логаэд), а
также два ударных слога на конце каждой строки создают впечатление мерного и
ровного, как качание маятника (это один из образов в последнем четверостишии),
приближения к концу стихотворения – на уровне его поэтики – и к смерти – на
смысловом уровне.
Итак, в этом стихотворении читатель встречается с новым
способом передачи реальной картины в стихах: чувства и мысли героя –
неотъемлемая часть этой картины, автор исследует их и через них вводит в мир
своего стихотворения тему смерти и неуклонного приближения к ней. Благодаря
этому описываемая картина не только и не столько усложняется и углубляется,
сколько разрушается, на первый план выступает человек с его чувственным
восприятием и сознанием, что весь ход человеческой жизни устремлен к концу. |