Жизнь Мандельштама многократно усиливает трагическое звучание его
стихов. В ХХ веке Мандельштам был не первым и не последним поэтом в
нашем отечестве, лишившимся "и чаши на пире отцов, и веселья, и чести
своей". В чуждом ему государстве (государстве, но не Отечестве) судьба
его и не могла быть иной, как и судьба любого другого правдивого
художника. Но какой была бы творческая судьба Мандельштама, если бы наша
страна избрала в ХХ веке другой исторический путь? Ответ И. Бродского
на этот вопрос звучит неожиданно: вряд ли его "судьба уж так бы
изменилась". Значит, не только в области идеологии, политики, истории
надо искать истоки трагизма поэзии Мандельштама, и значит, поэт погиб не
только потому, что Сталин не простил ему беспощадного сатирического
стихотворения "Мы живем, под собою не чуя страны..."
Один из самых повторяющихся мотивов в лирике Мандельштама 1930-х
годов – мотив смерти; само это слово настойчиво, как заклинание,
повторяется вновь и вновь в стихотворениях тех лет. Но наряду с мотивом
смерти присутствует и мотив ее преодоления, тема бессмертия как
продолжения поэта в его стихах после смерти. Однако для Мандельштама
характерен и еще один мотив, назовем его условно, мотив "бес-смертья",
то есть принципиального отрицания смерти как определенной границы,
рубежа, что-то в художественном мире поэта кардинально меняющего. Стихи
Мандельштама – это и стихи о воскресении, о воскресении в слове, в
мировой культуре, в возможности вести диалог с великими
предшественниками. Художественный мир Мандельштама устроен так, что
время в нем не определяется только лишь линейной горизонтальной
протяженностью. Время у Мандельштама скорее не "горизонтальное", а
"вертикальное", диалогическое, то есть в нем одновременно могут
встречаться, перекликаться разные эпохи, близкие друг другу, но
разделенные веками голоса. Например, в стихотворении "Как светотени
мученик Рембрандт...", в котором становится возможным диалог между
лирическим героем – двойником Мандельштама, Рембрандтом и Иисусом
Христом. Поэтому смерть в таком мире (в таком времени и пространстве)
принципиальной роли не играет, ведь диалог эпох, разных времен и культур
будет продолжен, и он не прерывается с физической смертью его
участников...
Тему крестных страданий, "сораспятия" поэта, художника-творца,
повторяющего жертвенный подвиг Иисуса, Мандельштам продолжит
впоследствии в стихотворении "Как светотени мученик Рембрандт...":
Как светотени мученик Рембрандт,
Я глубоко ушел в немеющее время,
И резкость моего горящего ребра
Не охраняется ни сторожами теми,
Ни этим воином, что под грозою спят.
Простишь ли ты меня, великолепный брат,
И мастер, и отец черно-зеленой теми,
Но око соколиного пера
И жаркие ларцы у полночи в гареме
Смущают не к добру, смущают без добра
Мехами сумрака взволнованное племя.
1937
Это стихотворение было вызвано картиной "Шествие на Голгофу", на
которой было изображено распятие Христа. Картина в 1930-е годы
атрибутировалась как произведение Рембрандта, но позднее было
установлено, что она принадлежит кисти одного из его учеников.
"Светотень" здесь, мучениками которой являются, по Мандельштаму, и
Рембрандт, и Христос, и лирический герой стихотворения, предстает не
только как средство создания психологической напряженности в живописи
Рембрандта, но и прежде всего как нравственная категория, борьба добра
и зла, сил "света" и "тьмы". Обращение к судьбе Рембрандта неслучайно:
жизненный и творческий путь великого художника был тернист, властью он
обласкан не был и умер в одиночестве. Для подлинного художника такая
судьба не исключение, а скорее правило. К нему – предшественнику по
трагической судьбе – и обращается лирический герой:
Простишь ли ты меня, великолепный брат.
И мастер, и отец черно-зеленой теми...
Это обращение к "великолепному брату" воспринимается в контексте
стихотворения как обращение за поддержкой к тому, кто не изменил своему
высокому предназначению, кто с честью прошел свой тернистый путь до
конца. Лирический герой здесь сближается и с Рембрандтом, и с Христом –
художником, архитектором мироустройства, автором мировой гармонии. Имя
Христа здесь не названо, называется и становится значимой лишь одна
деталь – "резкость моего горящего ребра" (пронзенный копьем на кресте
Иисус), выступающая как символ страданий обладающего пророческим зрением
художника. Поэт обладает особым зрением ("око соколиного пера" – то
есть, видимо, зрение острое, как у сокола), особым даром прозревать
будущее, видеть то, что сокрыто временем. Но это дар трагический – дар
Кассандры.
Трагические пророчества Мандельштама в полной мере были оценены не
современниками, но потомками. В этом стихотворении Мандельштама, как и в
"Щелкунчике" (и во многих других), подтверждается сделанный ранее выбор
трагического, но единственно достойного и возможного для художника пути
– пути жертвенного подвига.
Приближался роковой для Мандельштама 1938 год, когда трагической
аллегории "щелкунчика", "щегла" суждено было стать реальным поступком –
фактом жизни поэта Мандельштама и фактом отечественной литературы. Б.
Пастернак сказал бы: "И тут кончается искусство, // И дышат почва и
судьба" ("О, знал бы я, что так бывает...").
|