По словам И.Бродского, "поэзия есть прежде всего искусство ассоциаций, намёков, языковых и метафорических параллелей”.
В таком ключе разворачивается римская тема в сборнике О.Мандельштама
"Камень”. Поэт как бы набрасывает, налагает контексты, которые сквозят
друг сквозь друга; порождённые таким образом ассоциации открывают новые и
новые смысловые глубины.
Мысль о единстве европейской культуры станет сквозной и определяющей в
творческом сознании Мандельштама. Так появляется пластический образ
Рима, ставший некоей всемирной тысячелетней твердыней, "началом начал”,
колыбелью цивилизации. Но этот образ в поэтической системе координат
Мандельштама носит амбивалентный характер — это точно найденный
пластический свод сразу двух тем:
1) "Рим, сокровищница классического искусства, — воплощение темы вечно живой культуры”;
2) "Рим, столица одной из мировых религий, — носитель темы "родины духа, воплощённого в Церкви и архитектуре””.
Обе темы сплетаются и подчас носят элегический характер.
Так, стихотворение "С весёлым ржанием…” становится прощанием с Римом. Вечного нет и в Вечном городе.
"С весёлым ржанием пасутся табуны, // И римской ржавчиной окрасились долины”.
Пространство Вечного города разрастается, органично включая в себя
мир природы. Появляются мотивы оскудения, упадка, которым охвачена тема
Рима (ср.: "Рима ржавые ключи”). Но оксюморонный образ — "сухое золото
классической весны” — начисто лишён традиционной элегической интонации
по поводу быстротекущего времени, "прозрачная стремнина” которого
свидетельствует о бренности бытия. Время — центральная категория
поэтического мира Мандельштама ("Мне хочется следить за шумом и
прорастанием времени”). Время в стихотворении "С весёлым ржанием…” не
только течёт и уносит, оно ещё и катится "державным яблоком”.
Яблоко — образ-символ, который в контексте культуры порождает разрастающуюся ветвь ассоциаций:
- Это и яблоко раздора с надписью "Прекраснейшей”, из-за которого
поспорили между собой богини Афродита, Афина и Гера и началась Троянская
война.
Напомним, что для разрешения спора Зевс отвёл богинь на гору Иду,
где пас стадо юный Парис (этот мифологический сюжет возвращает нас к
первой строчке анализируемого стихотворения и вызывает предощущение
свершающегося Рока).
Парис выбрал Афродиту. Богиня красоты в древнегреческой мифологии — это и символ осени, меди (металла).
- Яблоко–сфера–шар — античный символ полноты и совершенства.
На заявленный в стихотворении мотив осени ("Топча по осени дубовые
листы”) налагаются всё новые и новые ассоциации, открываются новые
подтексты.
- Так, осень античными народами воспринималась как "высшая
точка года”. Всё сливалось в единый образ благодатного мира, освоенного
трудом и волей человека. Возникает мотив преображённого космоса, его
архитектурной выстроенности, осуществлённой человеческими усилиями. Как и
в стихотворении "Notre Dame”, появляется тема творческого порыва как
соучастия "в великом акте Бытия”.
- Мотивы осени, творчества обрастают ещё одним поэтическим
контекстом: в стихотворении явно звучит реминисценция из Пушкина: "Да
будет в старости печаль моя светла”.
Осень для Пушкина — пора наибольшего творческого расцвета, время
гармонической завершённости и величавого покоя. Открытая реминисценция
становится способом выражения всё того же "римского колорита”. Рим
связан с идеей внутренней сосредоточенности, пика творчества и покоя, с
идеей духовной свободы.
Но лирический герой в стихотворении выступает в роли Овидия,
изгнанного из Рима. В резных очертаниях дубовых листьев угадывается
профиль Цезаря (напоминающий ахматовский, отсюда эпитет: "сей профиль
женственный с коварною горбинкой” — эта деталь даёт нам ещё одну
ассоциативную линию, спроецированную на современную Мандельштаму
действительность), а в названии месяца августа слышится намёк на
императора Гая Октавия, ставшего его преемником. Но ведь Гай Октавий,
названный Августом, и выслал Овидия в глухую провинцию Рима. Возникает
противостояние, "архетипическая драма” (И.Бродский) — "поэт против
империи”:
Овидий — Август;
Пушкин — Николай I.
Но Мандельштам делает попытку выстроить образ просветлённого и
примирённого отношения к миру, почувствовать некую единую гармонию
космоса (мира-"яблока”):
Я в Риме родился, и он ко мне вернулся…
В этой формуле выведен закон повторяемости, обратимости времени:
закат, осень, "яблоком” катящиеся годы, уносимые "прозрачной стремниной
времени”, — всё возвращается к началу, и сквозь месяц август сейчас, в
XX веке, улыбнётся Гай Октавий Август. |