Рассказ «День Петра» был написан в 1918 году. Это время
глобальных общественных перемен, а в такие узловые моменты эпохи закономерен
писательский интерес к истории, ее славным страницам.
Образ Петра в начале рассказа дается в сниженных тонах:
кажется, перед нами неотесанный мужик, а не царственная особа. Петр груб,
неопрятен, ступает косолапо и тяжело. Весь его образ напоминает медведя. Чулки
его пахнут потом. Это свидетельствует о том, что царь живет не стремлением к
внешней привлекательности, как это делали многие русские монархи, а делом, ради
которого привык пренебрегать условностями. Гневный взгляд Петра также
подчеркивает сильное волевое начало в этом человеке.
Важность государственных дел для царя ярко показывает
описание его кабинета. На первый взгляд в нем просто хаос и беспорядок. Но это
не склад изделий роскоши, а всевозможные бумаги, карты, инструменты, даже
образцы полезных ископаемых. Все это подчеркивает государственное мышление
царя. В то же время А.Н. Толстой не скрывает, что петровские нововведения порой
были явным перебором. Стремление насадить европейские традиции на русскую
почву часто выглядели нелепыми. Так, например, с иронией показывает автор, как
глупо выглядит петровское окружение в камзолах и париках: «Криво, из-под
черных буклей торчали собственные волосы — рыжеватые, русые, славянские». Да и
сам Петр, насаждающий европейские манеры, не брезгует русской водкой, ест
много и при этом столового этикета не соблюдает.
По мере развития сюжета рассказа дикое, животное начало в
облике Петра гиперболизируется: на совещании он в гневе наносит удар Меншикову.
Однако читатель тут же понимает причины подобного поведения Петра: он нетерпим
ко всему, что мешает делу. Таким самым важным делом является для него
строительство нового города на Неве. Ради Санкт-Петербурга Петр готов на любые
жертвы. А.Н. Толстой подчеркивает, что строительство города шло нелегко, с многочисленными
жертвами: «Наводнения смывали работу, опустошал ее пожар; голод и язва косили
народ, и снова тянулись по топким дорогам, по лесным тропам партии каменщиков,
дроворубов, бочкарей, кожемяк. Иных ковали в железо, чтобы не разбежались, иных
засекали насмерть у верстовых столбов, у тиунской избы, пощады не знали
конвоиры-драгуны, бритые, как коты, в заморских зеленых кафтанах». Описание города
в клубах черно-красного тумана и багровой Невы довершает устрашающую картину.
Анализируя политику Петра, автор с болью пишет о том, что,
несмотря на все усилия русского царя, Россия не смогла войти в европейскую
семью как равная держава. Она все равно выглядела рабской и униженной.
Отношение русского народа к своему царю красноречиво передает сцена, в которой
все падают перед Петром на колени (причем прямо в лужу), и лишь немец герр
Мюллер весело здоровается с ним как с равным.
А.Н. Толстой, стремясь отразить подлинную картину событий,
не скрывает силы народного сопротивления петровским реформам. Ходят слухи, что
царя немцы подменили. Петр жестоко, по-русски расправляется с зачинщиками бунта
и смуты. Только за то. что пономарь Гультяев говорил: «Пи- тербурху быть
пусту», его ссылают на каторгу и приговаривают к наказанию кнутом. Стойкого к
мучениям Варлаама Петр велит пытать с помощью самых изощренных орудий.
Понимая, что гнев народный — сильное оружие, Петр в то же
время не хочет войти в историю царем-антихристом. Смягчившись, он пытается
поговорить с Варлаамом по душам. Но разговор не клеится, и Петр обещает
староверу новые пытки.
В финале рассказа Петр думает о том, что закончен еще один
трудовой день, и бремя этого дня тяжестью ложится на его плечи. При всем
стремлении к натурализму в рассказе А.Н. Толстой все-таки сумел отразить
характерные черты личности русского царя: властный нрав, пытливый ум,
государственное мышление, умение брать ответственность на себя, а 40 главное —
желание как можно больше успеть сделать в этой жизни для любимой им родины.
Можно проводить целые научные дискуссии о том, прорубил ли
Петр строительством Санкт-Петербурга окно в Европу или наоборот, на долгие годы
нарушил привычные торговые связи, сложившиеся к этому времени с Европой. Однако
Санкт-Петербург до сих пор является одним из красивейших городов мира. И в
этом, несомненно, есть историческая заслуга Петра. А о том, в каких муках
рождалась северная столица, красноречиво повествует нам рассказ А.Н. Толстого
«День Петра».
|