Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное
положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым
символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоевский в
романе «Преступление и наказание».
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги
символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет
изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания этого
жалкого, уродливого образа. При помощи ряда эпитетов («замученный», «побитый»,
«узкогрудый»), красноречивых сравнений («верхняя губа отвисла, как блин») перед
читателем возникает необыкновенно выразительный образ замученной клячи с худыми
ребрами, разбитыми ногами.
Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. У него особое
отношение к природе: «Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание.
Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством. Всякое цветение — отравою».
Возникает неразрешимое противоречие: жизнь оборачивается
смертью. Цветущее поле превращается в безжизненное, покрытое белым саваном. Коняге
же остается только одно — изнурительный труд: «Работой исчерпывается весь смысл
его существования; для него он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен,
но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой
он живет, направлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем той мускулистой
силе, которая источает из себя возможность физического труда». Социальное неравенство
показано в сказке при помощи притчи о Коняге и Пустоплясе, в которой рассказывается
о счастливом брате Коняги. Пустопяса определили в теплое стойло и мяконькой соломки
постелили. А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы.
Постепенно подобные пустопясы стали вокруг Коняги прохаживаться
и надоедать ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой
— дух жизни, а третий считает, что труд приносит Коняге душевное равновесие. Четвертый
же считает, что Коняга на своем месте, привычен к труду и вечен. Разговоры эти,
однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же
погоняет мужик, который подхлестывает его словами: «Н- но, каторжный, шевелись!».
Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается
с образом народа.
Поговорка «Дело мастера боится» еще сильнее подчеркивает его
сходство. В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги,
Салтыков-Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных народников и буржуазию,
которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение
русского крестьянства. В пустых спорах, как показывает писатель, не только не
рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему
социального неравенства.
|