Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя
он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем
упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как
русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская
война, а также Великая Отечественная война.
Интересно, что Б.Л. Пастернак долго искал название для
своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет»,
«Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Путь произведения к читателю не
был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было отказано в
публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман
вышел в свет в Италии, а в 1958-м — автору была присуждена Нобелевская премия
по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был
опубликован лишь в 1988 году, поэтому относится к так называемой возвращенной
литературе.
В центре произведения — судьба интеллигенции в революции.
Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго — человек творческий,
философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно
сохраняет старинное окончание, которое словно свидетельствует о присутствии на
страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» — старославянский вариант
формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман начинается
сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя.
Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго
олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни.
Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников,
человек, преданный идее. Его судьба в произведении складывается трагически.
Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего и каждого, то Стрельников
мыслит абстрактными категориями. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго
оказываются жертвами революции. Революционные события в романе вообще
воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически
складывается в романе судьба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом
которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.
Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный композиционный
ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое
звучание произведения. Это ставшая его органичной частью стихотворная тетрадь
Юрия Живаго.
В романе много символических образов: метель, снегопад,
свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели связаны с темой невзгод
и смерти.
В произведении также немало тонких пейзажных зарисовок,
где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.
Важной темой в романе становится судьба Татьяны Живаго —
дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак показывает духовное обнищание
людей, выросших в новую эпоху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой
обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовного оскудения России
очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Возможно, постановка этой проблемы явилась
одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.
Автор произведения развенчивает на его страницах тему
крови и насилия и возвышает любовь как высочайшую нравственную ценность.
Именно в любви открывается человеку красота жизни.
|