Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с непокорной
душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за
подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми
способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет
учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внимание и заставить с
собой считаться.
На фоне описания жизни Сашки Андреев показывает сложные
отношения в семье его родителей. Супруги, вместо того чтобы поддерживать друг
друга, вымещают друг на друге досаду. Женившись на Феоктисте Петровне, Иван
Савич стал пить и опустился. А ведь когда-то он учительствовал, его ценили и
уважали. Об этом свидетельствует тот факт, что богачи Свечниковы продолжают
поддерживать его деньгами, хотя он у них больше не работает.
Попытка Сашки обрести свободу привела к тому, что его
выгнали из гимназии. И вдруг судьба неожиданно послала ему подарок: его
пригласили в богатый дом на елку.
Даже на празднике герой держит себя высокомерно. В душе
его царит озлобление. «Сашка был угрюм и печален — что-то нехорошее творилось в
его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и
крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему,
враждебной, как и скопившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось
толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки», — пишет Л.
Андреев. И вдруг Сашка видит на этой ненавистной елке то, без чего его жизнь была
пуста, — воскового ангелочка. Автор не скупится на художественные детали при
описании воскового ангелочка, подчеркивая его розовые ручки, стрекозиные
крылышки. Однако при всей этой детализации неуловимым остается выражение лица
у ангелочка. Это не радость и не печаль, а какое-то иное чувство, для
обозначения которого автор долго не находит названия. Сашка, увидев ангелочка,
шепчет лишь одно слово: «Милый». Герой просит дать ему ангелочка, а когда ему
пытаются отказать, надает на колени, забывая свою гордыню, и выпрашивает себе
игрушку. Получив ее, герой буквально преображается. В его движениях появляется
мягкость и осторожность. Ангелочек олицетворяет в произведении тот чудный мир,
где нет брани, грязи и эгоизма, а на душе чисто, радостно и светло: «К запаху
воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось
погибшему человеку, как прикасались к ангелочку... дорогие пальцы, которые он
хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста
навсегда». Это чувство — любовь, счастье и желание жить. В финале произведения
Сашка засыпает счастливым, в то время как ангелочек, повешенный у печки
начинает таять и превращается в конце концов в бесформенный слиток.
«Ангелочек» посвящен Александре Михайловне Велигорской,
ставшей женой писателя. Произведение имеет автобиографическую основу: в
детстве у писателя однажды растаял такой ангелочек. Подчеркивая зыбкость образа
воскового ангелочка, Андреев тем самым показывает, насколько призрачно счастье
униженных и обездоленных в этом мире. Да, наверное, не только социальный план
восприятия действительности важен в этой связи, но и общечеловеческий: каждый
из нас нуждается в любви, ведь только тогда к нему приходит ощущение счастья.
Но каждый из нас должен понимать, какое это хрупкое и мимолетное ощущение.
Образ игрушечного ангелочка соотносится также с образом ангела-хранителя.
А. Блок, высоко оценивший произведение Л. Андреева, в
1909 году написал стихотворение «Сусальный ангел» по мотивам этого рассказа: На
разукрашенную елку
И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в щелку
Закрытых наглухо дверей
А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло...
Но ангел тает. Он — немецкий.
Ему не больно и тепло.
|